ВОИНСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ РЖЕВСКОГО МОГИЛЬНИКА САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ
DOI:
https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-97-106Ключевые слова:
салтово-маяцкая культура, воинские погребения, комплексы из черепа и ног лошади, конская упряжь, копьяАннотация
Статья посвящена изучению погребений Ржевского могильника салтово-маяцкой культуры, содержащих элементы вооружения. К исследованию привлечены 15 захоронений, совершенных по обряду трупоположения в ямах. Наличие в большинстве погребений элементов конской упряжи, комплексов, состоявших из черепа и ног лошади, бронебойных наконечников копий позволяет рассматривать в качестве основного элемента войска конного копейщика. Несмотря на некоторые различия в составе погребального инвентаря, материалы могильника не позволяют сделать вывод о выделении в составе населения, оставившего памятник, дружинной верхушки. Погребальный обряд памятника свидетельствует о достаточно эгалитарном характере общества.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аксѐнов В.С. 1998. Об уровне вооруженности населения салтовской культуры (по мате-риалам Сухогомольшанского и Красногорского могильника). Вісник ХДУ: Сер. Історія. Харків, Изд. ХДУ, 30 (413): 39–51.
Аксѐнов В.С. 2005. Новые поминальные комплексы воинов-всадников салтовского вре-мени с территории Верхнего Подонечья. Степи Европы в эпоху средневековья. Вып. 4. Донецк, ДонНУ: 357–368.
Аксѐнов В.С. 2009. Исследование раннесредневековых захоронений близ села Метал-ловка в 2006 году (Нетайловский грунтовый могильник). Степи Европы в эпоху средневековья. Вып. 7. Донецк, ДонНУ: 231–258.
Аксѐнов В.С. 2011. Погребения всадников Нетайловского могильника салтовской куль-туры: типология и хронология (по материалам 2003–2010 годов). Степи Европы в эпоху средневе-ковья. Вып. 9. Донецк, ДонНУ: 207–242.
Аксѐнов В.С., Крыганов А.В., Михеев В.К. 1996. Обряд погребения с конем у населения салтовской культуры. Материалы I тыс. н. э. по археологии и истории Украины и Венгрии. Киев, Наукова думка: 116–129.
Аксенов В.С., Михеев В.К. 2006. Население Хазарского каганата в памятниках истории и культуры. «Сухогомольшанский могильник VIII–X вв.». Хазарский альманах. 5: 306.
Аксенов В.С., Михеев В.К. 2009. Погребения со сложносоставными луками биритуаль-ного могильника Красная Горка салтовской культуры. Степи Европы в эпоху средневековья. Вып. 7. Донецк, ДонНУ: 387–406.
Афанасьев Г.Е. 1993. Система социально-маркирующих предметов в мужских погре-бальных комплексах донских алан. Российская археология. 4: 131–144. 9. Винников А.З., Сарапулкин В.А. 2008. Болгары в Поосколье (Мандровский могильник). Воронеж, ВГПУ: 148.
Глебов В.П., Иванов А.А. 2007. Кочевническое погребение хазарского времени из мо-гильника Таловый II. Средневековые древности Дона. Отв. ред. Ю.К. Гугуев. Материалы и иссле-дования по археологии Дона. Вып. 2. М., Иерусалим, Мосты культуры – Гешарим: 154–176.
Жиронкина О.Ю., Цитковская О.Ю. 1996. Новые данные о погребальном обряде Нетай-ловского могильника. Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. Самара, СамВен: 353–368.
Комар A.B. 1999. Предсалтовские и раннесалтовские горизонты Восточной Европы (во-просы хронологии). Vita antiqua. – Киев, Киевский государственный университет, 2: 111–136.
Михеев В.К. 1985. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков, Вища школа, 147.
Плетнѐва С.А. 1989. На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс). М., Наука, 288.
Плетнѐва С.А. 1993. Возможности выявления социально-экономических категорий по материалам погребальной обрядности. Российская археология. 4: 160–172.
Плетнѐва С.А. 1999. Очерки хазарской археологии. М., Иерусалим, Мосты культуры – Гешарим, 247.
Сарапулкин В.А. 2006. Ржевский грунтовой могильник салтово-маяцкой культуры (предварительное сообщение). Археологические памятники Восточной Европы. Вып. 12. Воро-неж, Изд-во ВГУ: 195–204.
Свистун Г.Е. 2012. Новый кремационный могильник на территории Чугуево-Бабчанского лесничества (предварительная информация). Салтово-маяцкий археологический сборник. Вып. 2. Харьков, Видавець Савчук О.О. 79–84.
Флѐров В.С. 1990. К вопросу о социальной дифференциации в Хазарском каганате. Во-просы этнической истории Волго-Донья и проблема буртасов. Пенза, Пензенский государствен-ный объединенный краеведческий музей: 38–47.
Флѐрова В.Е. 2001. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. М., Иерусалим, Мосты куль-туры – Гешарим, 159.
Просмотров аннотации: 845
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Via in tempore. История. Политология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.