Судьбы православных женщин в Советской России в 1920–1930-е годы в условиях политических репрессий

Авторы

  • Ольга Владимировна Пигорева Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-3-589-597

Ключевые слова:

женские судьбы, православные женщины, политические репрессии, традиционная модель женского поведения

Аннотация

Представлены результаты изучения судеб трех пострадавших в период политических репрессий православных женщин, реализованных в типичных для традиционной модели женского поведения ролях: жена священника и многодетная мать; верующая православная мирянка; монахиня. Судьбы Хионии Архангельской, Татьяны Гримблит, Александры (Червяковой) вписаны в исторический контекст первых двух десятилетий советской эпохи, когда социальные перспективы для верующих женщин были закрыты. На примере анализа биографий и индивидуальных поведенческих характеристик показано, что в условиях гонений на Церковь они сохранили гендерную идентичность в выражении своих религиозных взглядов, продолжив присущее русской традиции понимание женщины как символа нравственного идеала. Обсуждается важность формирования исторического нарратива в гендерных исследованиях,
посвященных сложному для отечественной истории периоду репрессий, и становлению женского дискурса в контексте историко-гендерной проблематики как самостоятельного направления.

Биография автора

Ольга Владимировна Пигорева , Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова

доктор исторических наук, заведующая кафедрой иностранных языков и гуманитарных наук
Курской государственной сельскохозяйственной академии имени И.И. Иванова,

г. Курск, Россия

Библиографические ссылки

Валькова О.А. 2019. Гендерная история науки в России. Начало. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 3 (46): 544–554.

Васильева О.Ю. 2010. Прославление новомучеников и исповедников российских ХХ в.: 10-летие исторического Деяния юбилейного Архиерейского Собора. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 4: 134–137.

Гримблит Татьяна Николаевна. База данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ в.». URL: http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu1s8WgcOicsW0GcC9gvuqU66qceeufc8KWfO** (дата обращения: 26 июня 2020).

Икона «Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных». 2011. Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991–2011. URL: https://expo.pravoslavie.ru/other/455.html (дата обращения: 02 мая 2020).

Иноземцева З.П. 2014. Жития новомучеников и исповедников как источник знания о человеке России. Развитие личности, 4: 142–162.

Каиль М.В. 2014. Лики и облики: идентификация православных монахинь и мирянок в послереволюционной провинции. В кн: Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века. Материалы ХIII Международной научно-практической конференции (12–13 марта 2014 г.). Ч. 2. Иваново: Ивановский государственный университет: 101–108.

Каиль М.В. 2013. Святость в православии XX в.: персонификация и канонизационная практика православных церквей. Новый исторический вестник, 2: 107–115.

Коржова Е.Ю. 2018. Земной путь игумении Таисии (Солоповой) как личности с активной жизненной позицией. Женщина в российском обществе, 2: 3–12.

Мухина З.З., Канныкин С.В., Пивоварова Л.Н. 2019. Тридцать лет из истории научного направления в отечественной историографии (к юбилею доктора исторических наук, профессора Натальи Львовны Пушкаревой). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 3 (46): 535–543.

Перевезенцев С.В. 2014. И будет нам чудо… Уроки преподобного Сергия Радонежского. Историческое образование, 3: 3–12.

Пигорева О.В. 2017. Возможности региональной истории в воспитании почитания памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Духовно-нравственное воспитание, 3: 20–36.

Пигорева О.В. 2015. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ века в школе: трудности, критерии, перспективы. Преподавание истории в школе, 3: 46–52.

Преподобномученица Александра (Червякова). Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви: региональный общественный фонд. URL: fond.ru›userfiles/person/973/1295098300.pdf (дата обращения: 26 июня 2020).

Пушкарева Н.Л. 2018. Женщина и женское начало в русской исторической традиции: переосмысливая социокультурные перемены и задачи патриотического воспитания. В кн.: Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности. К 75-летию битвы за Кавказ в годы Великой Отечественной войны. Материалы Международной научно-просветительской конференции (25–29 мая 2018 г.). Краснодар, Изд-во Традиция: 230–234.

Русская Православная Церковь. ХХ век / [Беглов А.Л., Васильева О.Ю. и др.]. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2015.

Священномученик Тихон Архангельский, исповедница Хиония Архангельская. Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви: региональный общественный фонд. URL: http://www.fond.ru/index.php?psx=5&menu_id=352&menu_parent_id=&name_id=319&person_id=982&flag_view=3 (дата обращения: 26 июня 2020).

Хасбулатова О.А. 2004. Движение женщин-общественниц в 1930-е годы как технология государственной политики по вовлечению домашних хозяек в общественное производство. Женщина в российском обществе, 1–2: 43–56.

Херлингер П. 2019. Русские православные женщины в неправославные времена: примеры женского действия и влияния в революционную эпоху, 1917–1927 гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1–2 (37): 304–327.


Просмотров аннотации: 647

Поделиться

Опубликован

2020-10-16

Как цитировать

Пигорева , О. В. (2020). Судьбы православных женщин в Советской России в 1920–1930-е годы в условиях политических репрессий. Via in Tempore. История. Политология, 47(3), 589-597. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-3-589-597

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории