ОСУЖДЕНИЕ ОРИГЕНОВСКОГО УЧЕНИЯ О ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИИ И ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ В IV–VI ВВ.

Авторы

  • И.В. Зайцева Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина,

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-2-259-268

Ключевые слова:

Ориген, оригеновские споры, предсуществование души, реинкарнация, Пятый Вселенский собор, Александрийская школа

Аннотация

В качестве основной цели данной статьи выступает анализ процесса осуждения взглядов Оригена относительно идеи реинкарнации и предсуществования души в IV–VI веках. Хронологические рамки объективно обуславливают структуру работы. С опорой на исторические факты автор статьи показывает, что при жизни создателя оригеновское учение сразу не подвергалось прямому осуждению, однако к IV веку отношение к Оригену и его взглядам изменяется. К числу основных оппонентов оригеновского учения следует отнести Памфила Мученика, Епифания Кипрского, епископа Александрийского Феофила. Наиболее ярко оригенистские споры проявили себя в VI веке на двух соборах, которые проходили в Константинополе в 543 и 553 годах. При этом подчеркивается, что ни один собор прямо не осудил учение Оригена по вопросу о предсуществовании и переселении душ.

Библиографические ссылки

Болотов В.В. 1879. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., Тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 452.

Диакон Андрей Кураев. 2001. Раннее христианство и переселение душ. https://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-pereselenie-dush#b645 (дата обращения: 05.01.2020)

Диакон Георгий Максимов. 2013. Пятый Вселенский собор и осуждение оригенизма. http://www.pravoslavie.ru/63080.html (дата обращения: 05.01.2020)

Карташев А.В. 2002. Император Юстиниан I Великий (527–565 гг.) и V Вселенский собор / Вселенские соборы. https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/vselenskie-sobory/ (дата об-ращения: 05.01.2020)

Летопись Византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофи-лакта. 1884–1887. В пер. с греч. В.И. Оболенского и Ф.А. Терновского; с предисл. О.М. Бодянско-го. М., Университетская типография, 370.

Ориген. 2008. О Началах. Против Цельса. М., Библиополис, 792.

Ориген и Св. Предание. Святые отцы и православные богословы об Оригене. 2010. Сост. свящ. Алексий Петухов. СПб., Аксион эстин, 43.

Поснов М.Э. 1964. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054). Брюссель, Жизнь с Богом, 614.

Banev K. 2015. Theophilus of Alexandria and the First Origenist Controversy: Rhetoric and Power. Oxford, Oxford University Press, 256.

Barbanti M. 2002. Origene di Alessandria e la scuola di Ammonio Sacca. HENOSIS KAI PHILIA = Unione e amicizia: Omaggio a Francesco Romano. Еd. by Maria Barbanti, Giovanna Rita Giardina, Paolo Manganaro. Catania, CUECM, 355–373.

Böhm T. 2002. Origenes, Theologe und (Neu-) Platoniker? Oder: wem soll man misstrauen, Eusebius oder Porphyrius? Adamantius, 8: 7–23.

Cadiou R. 1935. La jeunesse d’Origène: Histoire de l’école d’Alexandrie au début du IIIe siècle. Etudes de Théologie Historique, 17: 184–198.

Chadwick H. 1966. Early Christian Thought and the Classical Tradition: Studies in Justin, Clement, and Origen. Oxford, Oxford University Press, 512.

Clark E.A. 1987. The Place of Jerome's Commentary on Ephesians in the Origenist Contro-versy: The Apokatastasis and Ascetic Ideals. Vigiliae Christianae. Vol. 41, № 2: 154–171.

Clark E.A. 1992. The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Chris-tian Debate. Princeton, Princeton University Library, 287.

Crouzel H. 1989. Origen: The Life and Thought of the First Great Theologian. San Francisco, 278.

Digeser E. 2012. A threat to public piety: Christians, Platonists, and the great persecution. Cornell, 218.

Edwards M.J. 1993. Ammonius, Teacher of Origen. Journal of Ecclesiastical History, 44: 1–43.

Edwards M.J. 2002. Origen against Plato. Ashgate, 191.

Edwards M.J. 1995. Origen’s Two Resurrections. Journal of Theological Studies, 46: 502–518.

Egmond P. van. 2013. Pelagius and the Origenist Controversy in Palestine. Studia Patristica. Vol. LXX. Leuven – Paris, Peeters, 631–647.

Gasparro G. 2003. Origene e la magia: teoria e prassi. Origeniana VIII. Origen and the Alex-andrian tradition. Ed. L. Perrone. Vol. I–II. Leuven, University press, 733–756.

Hanson R. 2015. Origen’s Doctrine of Tradition. Cambridge, Cambridge University Press, 260.

Hornschuh M. 1960. Das Leben des Origenes und die Entstehung der alexandrinischen Schule. ZKG. 71, 1–25: 193–214.

Jacobsen A.-C. 2003. Origen on the Human Body. Origeniana VIII. Origen and the Alexan-drian tradition. Ed. L. Perrone. Vol. I–II. Leuven, University press, 649–656.

Nautin P. 1977. Origene. Sa vie et son oeuvre. Рaris, Edition, 474.

Origen. Commentary on the Gospel of Matthew. 2019. From Ante-Nicene Fathers, Vol. 9. Ed. by Allan Menzies. Buffalo, NY, Christian Literature Publishing Co. http://www.newadvent.org/fathers/1016.htm

Runia D. 2003. Origen and Hellenism. Origeniana Octava. Origen and the Alexandrian tradi-tion. Ed. L. Perrone. Vol. I–II. Leuven, University press, 43–48.

Scott A.B. 1991. Origen and the Life of Stars. Oxford, University Press, 189.

Theiler W. 1966. Ammonios der Lehrer des Origenes. Forschungen zum Neoplatonismus. Еd. by W. Theiler. Berlin, de Gruyter, 1–45.

Williams R.D. 1999. Origen between Orthodoxy and Heresy. Origeniana Septima. Leuven, 3–14.


Просмотров аннотации: 623

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Зайцева, И. (2020). ОСУЖДЕНИЕ ОРИГЕНОВСКОГО УЧЕНИЯ О ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИИ И ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ В IV–VI ВВ. Via in Tempore. История. Политология, 47(2), 259-268. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-2-259-268

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории