Общественные волнения в ранневизантийских городах: от Константина до Феодосия I (по данным «Церковных историй»)

Авторы

  • Мария Александровна Руднева Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-2-302-310

Ключевые слова:

Поздняя античность, город, волнения, конфликты

Аннотация

Статья посвящена изучению роли общественных волнений в ранневизантийское время. Города являлись ключевыми центрами политической, социально-экономической и культурной жизни империи. Авторы произведений в жанре церковной истории довольно подробно описали городские конфликты в контексте религиозно-политических реалий. Произведения в этом жанре представляют обширный материал для разностороннего анализа причин, хода и последствий нестабильности в городах Восточной Римской империи. В ранневизантийское время волнения и конфликты стали происходить чаще, чем ранее. Это было связано как с внутренними процессами – неравномерностью социально-экономического развития, борьбой за гегемонию между разными религиозно-политическими объединениями и этно-конфессиональными сообществами, так и с внешними факторами – напряженностью в отношении с соседними государствами, военными столкновениями и т. д. Волнения и конфликты в восточных городах являются ярким проявлением противоречий ранневизантийского времени.

Биография автора

Мария Александровна Руднева , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат исторических наук, ассистент кафедры всеобщей истории историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород, Россия

ORCID: 0000-0002-0113-5084

Библиографические ссылки

Болгов H.H. 2009. Поздняя античность: история и культура. Белгород, БелГУ, 88.

Ващева И.Ю. 2012а. «Церковные истории» IV–VII вв.: динамика развития жанра. В: Проблемы истории, филологии, культуры. № 2 (36): 129–154.

Ващева И.Ю. 2012б. «Церковные истории» IV–VII вв. в контексте изучения межкультурных коммуникаций. В: Вестник ННГУ. № 6–3: 228–235.

Ващева И.Ю. 2013. Феномен «Церковных историй» в эпоху Поздней Античности.

Дисс. … д-р. ист. наук. Нижний Новгород, 789.

Ведешкин М.А. 2015. Языческая оппозиция христианизации Римской империи (IV–VI вв.). Дисс. … канд. ист. наук. М., 316.

Гоголев Д.А. 2020. Поселения, названные городами, в «церковной истории» Феодорита Кирского. В: Via in tempore. История. Политология. Т. 47. № 1: 47–53.

Григорюк Т.В. 2009. Цезарь Галл в античной историографии. В: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. № 7 (62): 10–15.

Зайцева И.В. 2015. Понятие о долге в трудах Афанасия Александрийского. В: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. № 13 (210): 39–42.

Зайцева И.В. 2018. Особенности исторической топографии Александрии Египетской. В: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Т. 45. № 2: 222–226.

Кривушин И.В. 1996. Загадка Сократа Схоластика: Юлиан и его время. В: Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. № 1: 47–56.

Курбатов Г.Л. 1962. К вопросу о «хулящих бога» (βλασφημουντες) и восстании 387 г. в Антиохии. В: Древний мир: сборник статей в честь академика В.В. Струве. М., Издательство восточной литературы: 572–578.

Лебедев П.Н. 2013. Города как место манифестации императорской власти (в сочинениях римских историков III−IV вв. н. э.). В: Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 13 (114): 25–37.

Сидоров А.И. 2013. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 3. М., Сибирская Благозвонница, 732.

Тюленев В.М. 2001. Павел Орозий и его «История против язычников». В: Павел Орозий. История против язычников. Кн. I–III. СПб., Алетейя, 5–20.

Феодорит Кирский. 1993. Церковная история. М., Российская политическая энциклопедия, Православное товарищество «Колокол», 239.

Bardy G. (éd.). 1952. Eusèbe de Césarée. Histoire Ecclésiastique. Livres I–IV. Paris, Cerf, 215.

Barnes T.D. 2012. Review of Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. The Transformation of the Classical Heritage, 46. The Catholic Historical Review. 98: 86–87.

Bidez J. (ed.). 1964. Evagrius. The Ecclesiastical History. Amsterdam, 644.

Browning R. 1952. The Riot of A. D. 387 in Antioch: The Role of the Theatrical Claques in the Later Empire. In: The Journal of Roman Studies. Vol. 42: 13–20.

Fromen H. 1914. (ed.). Athanasii historia acephala. Münster, 100.

Haas C. 1997. Alexandria in Late Antiquity: topography and social conflict. Baltimore, London, Johns Hopkins University press, 494.

Migne J.-P. (ed.). 1859. Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica. In: Patrologia Graeca. Т. 67. Paris: 30–842.

Migne J.-P. (ed.). 1864. Philostorgius. Historia Ecclesiastica. In: Patrologia Graeca. T. 65. Paris: 459–638.

Migne J.-P. (ed.). 1866. Rufini Aquileiensis Presbyteri Historiae Ecclesiasticae libri duo. In: Patrologia Latina. T. 21. Paris: 465–540.

Migne J.-P. (ed.). Sozomenus. Historia ecclesiastica 1859. In: Patrologia Graeca. Т. 67. Paris: 843–1130.

Sivan H. 2008. Palestine in Late Antiquity. Oxford – New York, 430.


Просмотров аннотации: 90

Поделиться

Опубликован

2022-07-07

Как цитировать

Руднева , М. А. (2022). Общественные волнения в ранневизантийских городах: от Константина до Феодосия I (по данным «Церковных историй»). Via in Tempore. История. Политология, 49(2), 302-310. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-2-302-310

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории