Преобразование Тульского учительского института в первые годы советской власти

Авторы

  • Олег Игоревич Волков Тульский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-1-151-162

Ключевые слова:

Тульский высший педагогический институт, образование, ликвидация неграмотности, трудовая школа, советская власть

Аннотация

В статье рассматривается преобразование Тульского учительского института в высшее педагогическое учебное заведение после 1917 года. Данная реформа стала одной из первых для создания советской системы образования. Исследование раскрывает структуру Тульского высшего педагогического института, его деятельность на первых этапах своего становления. Успешность системы образования зависит, прежде всего, от квалифицированных педагогических кадров, которые могут выполнить поставленную перед ними государством задачу. В связи с этим преобразование Тульского учительского института после 1917 года является актуальной темой в настоящее время, так как опыт, приобретённый в создании высших педагогических учебных заведений в первые послереволюционные годы, может иметь определённую ценность для нынешних структурных преобразований в системе образования РФ. Тульский педагогический институт стал первым высшим учебным заведением в городе после 1917 года, где готовились педагогические кадры. Он стал кузницей подготовки преподавателей для Тулы и Тульской губернии в сложное время создания новой системы образования. Помимо очевидных задач по подготовке специалистов для трудовых школ, учебных заведений нового типа, институт также начитает готовить специалистов в области внешкольного образования. Их основной задачей становится организация процесса ликвидации неграмотности среди взрослого населения по всей Тульской губернии, что было одной из основных проблем для советской власти в первые послереволюционные годы. Большой дефицит учительских кадров, возникший после революционных событий 1917 года, необходимо было устранять, привлекая новых специалистов, которыми и стали студенты нового высшего педагогического учебного заведения.

Биография автора

Олег Игоревич Волков , Тульский государственный университет

аспирант кафедры истории государства и права, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула, Российская Федерация

Библиографические ссылки

Антонова Ю.В. 2017. Учительство Тульской губернии на рубеже XIX–XX веков: дис… канд. истор. наук. Белгород, 252.

Гоголев Н.В. 2019. Емельян Игнатьевич Игнатьев: первый руководитель тульского рабфака. Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство», 2: 117–120.

Гоголев Н.В. 2019. Учебные заведения Тулы в первые годы советской власти. Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство, 1: 325–338.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 1. Л. 39.

Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р1404. Оп. 1. Д. 1, 2, 7.

Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 261. Оп. 1. Д. 7.

Декреты советской власти. Т. 1: 25 октября 1917 г. 1957. Москва, Гос. Изд-во полит. Литературы, 626.

Директивы ВКП(б) и Постановления советского правительства о народном образовании

за 1917–1947 гг. Сборник документов за 1917–1947 гг. 1947. Москва, Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 320.

Ермакова С.Н. 2003. Начальное образование в Тульской губернии начала XX века: 1900–1914 гг..: дис ... канд. ист. наук. Москва, 202.

Королева Е.В. 2005. Тульский городской досуг в 1-й половине 20-х годов XX века. Тульский краеведческий альманах, 3: 65–71.

Ленин В.И. 1962. Полное собрание сочинений. Т. 31. Март – апрель 1917. Москва, Госполитиздат, 662.

Ленин В.И. 1970. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов. Москва, Политиздат, 174.

Ленин В.И. 1962. Полное собрание сочинений. Т. 45. Март 1922 – март 1923. Москва, Госполитиздат, 729.

Ленин В.И. 1970. Полное собрание сочинений. Т. 45. Москва, Изд. Политической литературы, 366.

Миронов Б.Н. 2015. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. Т. 3. СПб., Дмитрий Буланин, 992.

Ольденбург С.С. 1992. Царствование императора Николая II. Москва, Изд. и рекл.-информ. фирма «Феникс», 381.

Парамонова И.Ю. 2008. Тула 20 век: подробности. Тула, Дизайн-Коллегия, 255.

Протоколы съездов и конференция Всесоюзной Коммунистической партии (б), Восьмой Съезд РКП (б). 1933. Москва, Партийное изд., 568.

Резолюции I-го первого Всероссийского съезда по Просвещению. Электронный ресурс URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008948307#?page=3 (дата обращения: 23.09.2021).

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 142. Оп. 1. Д. 190. Л. 27.

Самарцева Е.И. 2005. Встреча через столетие. Очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX–XX вв. в контексте ряда теоретических замечаний. Тула, Изд-во ТулГУ, 279.

Самарцева Е.И. 1995. Тульские преподаватели на рубеже XIX–XX вв. Состав и положение. Тульская школа, 4: 53–57.

Сапрыкин Д.Л. 2009 Образовательный потенциал Российской Империи. Москва, ИИЕоТ РАН, 176.

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. Электронный ресурс URL: http://istmat.info/node/31601 (дата обращения: 23.09.2021).

Струков К.В. 2014 Василий Васильевич Логгинов и Тульский учительский институт. Тульский краеведческий альманах, 11: 131–135.


Просмотров аннотации: 86

Поделиться

Опубликован

2022-04-06

Как цитировать

Волков , О. И. (2022). Преобразование Тульского учительского института в первые годы советской власти. Via in Tempore. История. Политология, 49(1), 151-162. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-1-151-162

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории