УЧИТЕЛЬСКИЕ СЪЕЗДЫ В БЕЛАРУСИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХІХ – НАЧАЛО ХХ вв.)

Авторы

  • В.М. Острога Белорусский государственный технологический университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-120-129

Ключевые слова:

учительские съезды, педагогическая интеллигенция, учебные заведения, педагогические курсы, учительские общества

Аннотация

Целью данного исследования является рассмотрение на конкретно-историческом материале условий организации и задач проводившихся учительских съездов как одной из важных форм общественно-педагогического движения, а также оценка степени их эффективности для учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях Беларуси. На фоне характеристики общей политической ситуации в стране и имевших место противоречий в развитии системы образования показана эволюция идеи проведения учительских съездов и опыт их практической реализации. В хронологической последовательности представлены примеры состоявшихся учительских съездов, проанализирована значимость и эффективность их проведения. Раскрыты правила и цели организации съездов, состав участников, рассматриваемые вопросы.

Биография автора

В.М. Острога, Белорусский государственный технологический университет

доцент кафедра истории Беларуси и политилогии Белорусского государственного технологического университета, Минск, кандидат исторических наук

Библиографические ссылки

Анастасиев А. 1903. К вопросу о значении съездов начальных учителей. Русская школа. 12: 115–117.

Байлукова А.М. 1993. Грамадскія арганізацыі інтэлігенцыі ў пачатку ХХ ст. на Беларусі. Веснік БДУ. Сер. 3. Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Эканоміка. Права. 3: 6–9.

Бунаков Н. 1905. Как я стал и перестал быть «учителем учителей». СПб., тип. т-ва «Об-щественная польза», 160.

Буслаева Л.П. 1974. История развития просвещения и школы народов СССР с Х в. по октябрь 1917 г. Горький, 111.

Голос учителя. Издание группы учителей и учительниц Витебской губернии. Витебск: Работник, 1908.

З Беларусі і Літвы (ад нашых карэспандэнтаў) 1907. Наша ніва. 8 чэрвеня: 6.

Из жизни школы. Народное образование в Виленском учебном округе. 5. Вильна, тип. А.Г. Сыркина, 1914.

Ковалев А.А. 1905. Очерк возникновения и развития учительских курсов и съездов в России. Русская школа, 12: 71– 94.

Местные учительские съезды. Вопросы и нужды учительства. Под ред. Е.А. Звягинцева. М., Тип. И.Д. Сытина, 1909.

Мяцельскі М.С. 1981. Народнае настаўніцтва Беларусі ў перыяд рэвалюцыі 1905–1907 гадоў. Веснік БДУ. Сер. 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. Псіхалогія, 11: 46–49.

Народное образование в Виленском учебном округе. 3. Вильна, тип. А.Г. Сыркина, 1914.

Паначин Ф.Г. 1983. Учительство и революционное движение в России (ХІХ – начало ХХ в.). М., Педагогика, 213.

Современные педагогические течения. 1913. Сост. П.Ф. Каптеров и А.Ф. Музыченко. М., Польза, 220.

Троська Я. 1926. Некаторыя моманты з дарэвалюцыйнае асьветы на тэрыторыі сучаснае Магілѐўшчыны. Полымя, 1: 128–141.

Труды курсов для учителей средней школы. Под общ. Ред. А.Я. Закса и С.Ф. Знаменского. СПб., Типо-литография Б.Я. Авидона, 1908.

Труды I Всероссийского съезда обществ вспомоществования лицам учительского звания. Т. 1. Сост. В.М. Евтеев. М., Беседа, 1907.

Тулупов Н. 1930. Первый Всероссийский съезд обществ вспомоществования лицам учительского звания. М.-Л., Работник просвещения, 37.

Уткин А.В. 2011. Профессиональная функция и социальная миссия учительских съез-дов второй половины ХIХ века. Человек и образование, 3: 137–141.

Учительские общества, кассы, курсы и съезды. Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. СПб., тип. Б.М. Вольфа, 1901.

Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций: сб. научных тр. под ред. Э.Д. Днепрова. 1984. М., АПН СССР, 245.


Просмотров аннотации: 597

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Острога, В. (2020). УЧИТЕЛЬСКИЕ СЪЕЗДЫ В БЕЛАРУСИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХІХ – НАЧАЛО ХХ вв.). Via in Tempore. История. Политология, 47(1), 120-129. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-120-129

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории