Белгородский учительский институт в современной историографии

Авторы

  • Виктория Александровна Лю-Ку-Тан Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-198-210

Ключевые слова:

историография, Белгородский учительский институт, городское училище, Министерство Народного Просвещения, образование

Аннотация

Данное исследование представляет собой обобщение и систематизацию исследовательского опыта, анализ историографии 2000–2010-х годов, посвященной созданию и функционированию Белгородского учительского института в конце XIX – начале XX вв. В статье представлено количество научных публикаций, которые разделены на два периода по уровню публикационной активности. Изучены причины увеличения исследовательского интереса к истории Белгородского учительского института. По результатам анализа содержания научные публикации разделены на ряд тематических блоков: исследования нормативно-правовой базы, регламентирующей открытие и деятельность Белгородского учительского института, его место в системе педагогического образования Российской Империи; реконструкция и изучение биографий и научной деятельности директоров, преподавателей и выпускников учительского института; изучение повседневной жизни воспитанников городского училища при учительском институте.

Биография автора

Виктория Александровна Лю-Ку-Тан, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры российской истории и документоведения,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Болгова А.М. 2001. К истории создания Белгородского учительского института: документы и материалы. Из истории образования на Белгородчине. Вып. 1. Белгород, 100.

Болгова А.М. 2002. К истории учреждения Белгородского учительского института. Научные ведомости БелГУ. Серия Педагогика, 17 (2): 239–249.

Денисова И.В. 2013. Из истории становления Белгородского учительского института (Харьковский учебный округ). В кн.: Iсторичні регіони України: минуле та сучасність. Материалы международной конференции» (Харьков, 28–29 октября 2013 г.). Харьков: 173–176.

Денисова И.В. 2016. О выставочных проектах университетского музея. В кн.: Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства. Материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 21–22 октября 2016 года). Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА»: 72–73.

Денисова И.В. 2016. Педагог Алексей Димитриу (1857–1925) – первый византинист Белгорода. В кн.: Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. Тезисы докладов XXI Всероссийской научной сессии византинистов. М.; Белгород, ООО «Эпицентр»: 75–77.

Денисова И.В. 2018. Научно-исследовательская деятельность музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета. Жизнь земли. Междисциплинарный научно-практический журнал, 40 (1): 77–83.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2016. Программа поступления в Белгородский учительский институт по Закону Божиему в экспозиции музея истории НИУ «БелГУ». Под ред. иерея Ярослава Манохина. В кн.: 1917–2017: уроки столетия: материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Воронеж, Издательский дом ВГУ. Вып. I: 56–60.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2017. Белгородский учительский институт в экспозиции музея истории НИУ «БелГУ». В кн.: Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Самара, Самар. гос. ин-т культуры: 274–278.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2017. К вопросу о поступлении в Белгородский учительский институт и городское училище при нем. В кн.: Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции (Белгород, 18 ноября 2016 г.). Белгород, ИПЦ «Политерра»: 45–48.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2017. К истории городского училища при Белгородском учительском институте в конце XIX – начале XX века. В кн.: Молодёжь – науке 2017. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы в 2016–2017 учебном году. Псков, Псковский государственный университет, 1 (1): 210–213.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Городское училище при Белгородском учительском институте в конце XIX – начале XX века. Плотникова. В кн.: Карамзинские чтения. Материалы II Всероссийской научной конференции (Белгород, 15 декабря 2017 г.). Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 77–80.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. К вопросу о здании Белгородского учительского института. Сост. Н.М. Гончаренко. В кн: Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города. Материалы Международной научно-практической конференции (Белгород, 7–8 декабря 2017 г.). Белгород, КОНСТАНТА: 32–35.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Персоналии Белгородского учительского института в фонде музея истории НИУ «БелГУ»: реконструкция и экспонирование. В кн.: VIII Страховские чтения: Николай Николаевич Страхов и его собеседники в мире архивов, музеев и библиотек (к 190-летию со дня Рождения Н.Н. Страхова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Белгород, 21–23 ноября 2018 г.). Белгород, ИД «Белгород»: 193–199.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Повседневная жизнь воспитанников Белгородского учительского института. Под об. ред. В.А. Вермеенко. В кн.: Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., Культурно-просветительское товарищество: 415–420.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Преподаватели Закона Божьего в Белгородском учительском институте в конце XIX – начале XX века. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 4 (2): 33–44. DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-2-0-3.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2019. Белгород и Белгородский учительский институт в творчестве И.Д. Василенко. В кн.: Природно-географические факторы в повседневной жизни населения России: история и современность (региональный аспект). Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 14–16 марта 2019 г.). Санкт-Петербург, Культурно-просветительское товарищество: 172–177.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2019. Выпускники Белгородского учительского института в экспозиции музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета. Жизнь Земли: Междисциплинарный научно-практический журнал, 41 (1): 54–60.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2019. К вопросу о подготовке и профессиональной деятельности воспитанников Белгородского учительского института. В кн.: Белгородский диалог – 2018. Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: Материалы X Международного молодежного научного форума (Белгород, 18–23 апреля 2018 г.). Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 163–166.

Дятченко Л.Я. 2007. Белгородскому государственному университету 130 лет. Высшее образование в России, 3: 86–92.

Золотая книга выпускников. Электронная книга. URL: http://alumni.bsu.edu.ru/alumni/gold–book/book/#p=10 (дата обращения: 20 августа 2020).

Костылева Е.В. 2020. Профессиональная подготовка в Феодосийском учительском институте (1874–1918). Вестник Марийского государственного университета, 14 (1) (37): 24–32. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-24-32.

Кочурина С.А. 2005. Учительские институты Западной Сибири и их роль в подготовке педагогических кадров (1902–1920 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 26.

Лимаров А.И., Патлань Ю.В. 2015. Художник Юлий Феддерс: в поисках новых фактов биографии. RELGA Научно-культурологический журнал. 7 (295). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu–www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=4253 (дата обращения: 20 августа 2020).

Мамаева Т.П. 2016. Из истории развития высшего педагогического образования на Белгородчине (к 140-летию основания НИУ «БелГУ»). Современные тенденции развития науки и технологий, 5: 78–83.

Московкин В.М. 2014. Белгородский учительский институт: директора, преподаватели и выпускники. Научный результат. Серия «Социальные и гуманитарные исследования». 2 (2): 29–41.

Московкин В.М. 2014. Забытый деятель народного образования Курской и Воронежской губерний А.К. Димитриу как известный византинист. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 21 (192): 101–105.

Московкин В.М. 2014. О крупном деятеле народного образования юга России Александре Федоровиче Комарове (1842–1918). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 20 (191): 204–211.

Московкин В.М. 2014. Очерки о дореволюционных директорах Белгородского учительского института. В кн.: Сучаснi проблеми науки та освiти: матерiали 14 мiжнар. мiждисциплiнар. науч.-практ. конф. Харкiв. нац. ун-т iм. В.Н. Каразiна: 35–48.

Московкин В.М. 2016. Очерки о творческой деятельности четырех директоров белгородского учительского института. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 2 (3): 22–43. DOI: 10.18413/2408-932X-2016-2-3-22-43.

Московкин В.М. 2017. О крупном деятеле народного образования Курской и Воронежской губерний А.К. Димитриу. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 3 (4): 30–48. DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-4-30-48.

Московкин В.М., Садовски М.В. 2017. Роль учебного пособия П.Е. Рощина «Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования» в системе дореволюционного российского образования. Almamater (Вестник высшей школы), 8: 114–118. DOI: 10.203339/AM.08-17.114.

Московкин В.М., Садовски М.В. 2018. О вкладе бывшего директора Белгородского и Воронежского учительских институтов А.К. Димитриу (1857–1925) в византинистику. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 23 (171): 115–123. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-115-123.

Московкин В.М., Шатохин И.Т. 2017. Выпускник Белгородского учительского института 1897 г. Рыбалкин Михаил Михайлович: биография и творчество. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 3 (1): 48–58. DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-1-48-58.

Мустафина Ф.З., Корнилова И.В., Магсумов Т.А. 2014. У истоков педагогического образования в Татарстане: Казанский учительский институт (1876–1918). В мире научных открытий. 11–2 (59): 871–882.

Новый этап в развитии вуза 2006–2016 гг. 2016. Под общей редакцией О.Н. Полухина. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 404.

Прокофьева Е.Ю. Страницы истории Белгородского учительского института (1876–1917 годы) 1999. В кн: Белгородская область вчера и сегодня (к 45-летию образования области). Материалы региональной научно-практической конференции. Белгород: 51–54.

Рощин П.Е. 2016. (репр. изд. 1907 г.). Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования; предисл. и очерк творческой деятельности В.М. Московкина. Белгород, ИД Белгород, 210.

Терещенко Д.А. 2016. Учительские институты в системе профессионального образования России во второй половине XIX – начале XX века (на примере Белгородского учительского института). Известия Юго-Западного Государственного Университета, 19 (2): 149–158.

Шагеева М.Ш. 2014. Учительские институты на Южном Урале в конце XIX – первой половине XX в. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 22.

Шилов А.И. 2014. Содержание образования в учительских институтах Восточной Сибири в начале ХХ в. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 4 (30): 102–103.


Просмотров аннотации: 249

Опубликован

2021-07-08

Как цитировать

Лю-Ку-Тан, В. А. (2021). Белгородский учительский институт в современной историографии. Via in Tempore. История. Политология, 48(1), 198-210. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-198-210

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы отечественной истории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)