К вопросу о характере ранневизантийского паломничества: прагматические аспекты

Авторы

  • Екатерина Олеговна Родина Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-7636-5303

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-44-52

Ключевые слова:

паломничество, Ранняя Византия, античность, церковь, пространство, прагматические аспекты

Аннотация

В статье рассматриваются прагматические аспекты ранневизантийского паломничества. Делается вывод о том, что благочестивые путешественники (паломники), активно перемещавшиеся по всему Восточному Средиземноморью как по морю, так и по суше, не только придерживались аскетических практик, но не были полностью изолированы от повседневной жизни и были включены в целый ряд прагматических аспектов. Это материальная инфраструктура, наличие дорог, обеспечение безопасности, включенность в существующие коммуникации (использование кораблей торговцев) и др. Места паломничеств были связаны с культом Святой Земли в Палестине и с культом святых мест, связанных с памятью отдельных святых и мучеников по всей империи. Места паломничеств включали не только храм или монастырь, но и в расширительном плане всю округу. Помимо Палестины, одним из наиболее важных регионов паломничеств была Киликия, прежде всего, в связи с культом св. Феклы. Она дает хорошие источниковедческие возможности для изучения проблемы, так как обладает как письменными (житие св. Феклы), так и археологическими источниками.

Биография автора

Екатерина Олеговна Родина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры всеобщей истории, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Дайм Ф. 2018. Паломники в Иерусалиме. В: Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 23: 557–588.

Anderson W. 2004. An Archaeology of Late Antique Pilgrim Flasks. In: Anatolian Studies. 54: 79–93.

Anderson W. 2007. Votive Customs in Early Byzantine Asia Minor. In: Journal of the Australian Early Medieval Association. 3: 17–27.

Bangert S. 2010, The Archaeology of Pilgrimage: Abu Mina and Beyond. In: Religious Diversity in Late Antiquity. Leiden, Brill: 293–328.

Craft S. 2015. Pilgrimage Pragmatics: Travel Infrastructure, Movement, and Connectivity in Late Roman and Early Byzantine Cilicia. Providence, Joukowsky Institute for Archaeology and the Ancient World, Brown University, 475.

Csepregi I. 2007. The Compositional History of Greek Christian Incubation Miracle Collections: Saint Thecla, Saints Cosmas and Damian, Saints Cyrus and John, Saint Artemios. Ph.D. Dissertation. Budapest, Central European University, 222.

Dagron G. 1978. Vie et Miracles de Sainte Thècle: Texte Grec, Traduction et Commentaire. Brussels, Société des Bollandistes, 200.

Davis S. 2001. The Cult of Saint Thecla: A Tradition of Women’s Piety in Late Antiquity. Oxford, Oxford University Press, 321.

Dietz M. 2004. Itinerant Spirituality and the Late Antique Origins of Christian Pilgrimage. In: Travel, Communication and Geography in Late Antiquity: Sacred and Profane. Aldershot, Ashgate: 125–134.

Dietz M. 2005. Wandering Monks, Virgins, and Pilgrims: Ascetic Travel in the Mediterranean World, A.D. 300-800. University Park, Pennsylvania State University Press, 310.

Edwards D. 2002. Khirbet Qana: From Jewish Village to Christian Pilgrimage Site. In: Journal of Roman Archaeology Supplementary. Series Number 49. Portsmouth, 2002. Р. 101–132.

Elsner J., Rutherford I. (eds.). 2005. Pilgrimage in Graeco-Roman and Early Christian Antiquity: Seeing the Gods. Oxford, Oxford University Press, 411.

Foss C. 2002. Pilgrimage in Medieval Asia Minor. In: Dumbarton Oaks Papers. Vol. 56: 129–151.

Frank G. 2000. The Memory of the Eyes: Pilgrims to Living Saints in Christian Late Antiquity. Berkeley, University of California Press, 454.

Frankfurter D. (ed.). 1998. Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt. Leiden; Boston, Brill, 377.

Frankfurter D. 2006. Hagiography and the Reconstruction of Local Religion in Late Antique Egypt: Memories, Inventions, and Landscapes. In: Church History and Religious Culture 86: 13–37.

Grossman P. 1998. The Pilgrimage Center of Abu Mina. In: Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt. Leiden, Brill: 281–303.

Ousterhout R. (ed.). 1990. The Blessings of Pilgrimage. Urbana, University of Illinois Press, 388.

Ousterhout R. 2008. Pilgrimage Architecture. In: Egeria: Mediterranean Medieval Places of Pilgrimage. Athens: 47–58.

Sewing K. 2021. A Late Antique Pilgrimage Church at the Harbor Canal of Ephesus and Its Interaction with Its Religious Center. In: Space and Communities In Byzantine Anatolia. Istanbul: 23–32.

Sewing K. 2020. A New Pilgrimage Site at Late Antique Ephesus. In: Transfer of Religious Ideas in Western Asia Minor Transmitting and Circulating the Late Antique and Byzantine Worlds. L.: 54–64.

Stopford J. 1994. Some Approaches to an Archaeology of Christian Pilgrimage. In: World Archaeology 26.1: 57–72.

Turner V., Turner E. 1978. Image and Pilgrimage in Christian Culture: Anthropological Perspectives. New York, Columbia University Press, 186.

Vikan G. 2010. Early Byzantine Pilgrimage Art. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 456.

Voltaggio M. 2011. «Xenodochia» and «Hospitia» in Sixth-Century Jerusalem: Indicators for the Byzantine Pilgrimage to the Holy Places. In: Zeitschrift des Deutschen Palaestina-Vereins, Bd. 127, H. 2: 197–210.

Yasin A.M. 2012. Response: Materializing the Study of Late Antique Pilgrimage. In: HEROM. 1: 261–276.


Просмотров аннотации: 54

Поделиться

Опубликован

2023-05-03

Как цитировать

Родина, Е. О. (2023). К вопросу о характере ранневизантийского паломничества: прагматические аспекты. Via in Tempore. История. Политология, 50(1), 44-52. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-44-52

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории