Культ Антиноя в период правления Адриана

Авторы

  • Георгий Давидович Габарашвили Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-3-546=553

Ключевые слова:

Антиной, Адриан, культ, религия, Рим

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты жизни Антиноя – фаворита императора Адриана (117–138) – и дальнейшее формирование его религиозного культа после его смерти. Проводится анализ комплекса письменных и вещественных источников, на основании которых возможна реконструкция биографии Антиноя. Утверждается, что культ Антиноя был уникальным явлением своего времени, так как впервые обожествлен был не император или члены его семьи, а возлюбленный из свиты принцепса. Также исследование поднимает вопросы влияния египетской и греческой мифологии на конструирование образа объекта культа. Ставится вопрос, в какой степени культ был необходим обществу, как на его возникновения реагировали различные группы населения Римской империи. Устанавливаются причины религиозного замысла Адриана, проблема смерти Антиноя, последствия политики императора в этой области и судьба культа после правления Адриана.

Биография автора

Георгий Давидович Габарашвили , Южный федеральный университет

аспирант кафедры археологии и истории древнего мира Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

Библиографические ссылки

Качан С.А. 2019. О некоторых особенностях почитания Антиноя в Римском Египте. Проблемы истории, филологии, культуры. 3 (65): 131–149.

Князький И.Е. 2020. Адриан. М., Молодая гвардия, 338.

Лебедев П.Н. 2018. Культ Антиноя в греко-римской и раннехристианской литературе. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 10–2 (43): 182–193.

Циркин Ю.Б. 2018. Политическая история Римской империи. Т. 1. СПб., РГПУ, 464.

Backe A. 2005. Antinoos. Geliebter und Gott. Staatliche Museen zu Berlin, Stiftung Preußischer Kulturbesitz, Berlin, 47.

Bengtson H. 1995. Römische Geschichte. Republik und Kaiserzeit bis 284 n. Chr. München, Verlag, 570.

Birley A.R. 2000. Hadrian. The Restless Emperor. London, Routledge, 399.

Boer W. D 1955. Religion and Literature in Hadrian's Policy. Mnemosyne. Fourth Series, Vol. 8, Fasc. 2: 123–144.

Calandra E. 2019. La nascita dell’immaginariocultuale di Antinoo. ARYS Antigüedad Religiones y Sociedades: 239–265.

Everitt A. 2009. Hadrian and the Triumph of Rome. New York, Ed., 458.

Kulikowski M. 2016. Imperial Triumph. The Roman World from Hadrian to Constantine. London, Routledge, 328.

Németh G. 2012. The Corpse Daemon Antinoos. Archiv für Religionsgeschichte, 145–153.

Royston L. 1984. Beloved and God: The Story of Hadrian and Antinous. George Weidenfeld & Nicolson, 298.

Skinner M 2013. Sexuality in Greek and Roman Culture. Ancient Cultures (2nd ed.). Wiley-Blackwell, 464.

Vittozzi G.C. 2018. Emperor Hadrian and Egypt. Remarks on the mythical and religious perspectives. Italian Archaeological Centre, Cairo: 267–288.

Vout C. 2007. Power and Eroticism in Imperial Rome. Cambridge, University Press, 285.

Weber W. 1907. Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers Hadrianus. Leipzig, B. G. Teubner, 288.

Williams C.A. 1999. Roman homosexuality: Ideologies of Masculinity in Classical Antiquity. Oxford, University Press, 420.

Woolf G. 2018. Fragments of an emperor’s religious policy: The case of Hadrian. Institute of Classical Studies, University of London: 47–61.

Zahrnt M. 1997. Hadrian in: Manfred Clauss: Die römischen Kaiser. 55 historische Portraits von Caesar bis Iustinian. München, C. H. Beck, 501.


Просмотров аннотации: 1194

Поделиться

Опубликован

2021-11-11

Как цитировать

Габарашвили , Г. Д. (2021). Культ Антиноя в период правления Адриана. Via in Tempore. История. Политология, 48(3), 546-553. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-3-546=553

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)