
 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  598 

УДК 94(497.1)+94(47) 

DOI 10.52575/2687-0967-2024-51-3-598-616 

Оригинальное исследование 

 

Сербские газеты с начала ХХ века до 1914 года. Взгляд на Россию 
 

Стоянович М.  
Тульский государственный университет, 

Россия, 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92 

E-mail: legendanish@yandex.com 

 

Аннотация. В этой статье автор попытался объяснить развитие сербской журналистики, уделяя 

особое внимание началу ХХ века до 1914 года. Автор изучал сербско-российские отношения конца 

XIX – начала XX века, в результате его книга была издана на сербском языке. Как историка, 

окончившего университет в Сербии, его особое внимание связано с сербско-российскими 

политическими отношениями. До сих пор никто специально не исследовал политическую историю 

в сербской периодике, особенно сербско-российские отношения. В начале ХХ века газеты и 

журналы находились под сильным влиянием политических партий и движений, большинство из 

которых симпатизировали Российской империи. Помимо Сербии, сербы издавали свои газеты также 

в Австро-Венгрии, Османской империи и США, и почти все они, за исключением социалистов, 

имели своей целью объединение сербского народа на Балканском полуострове в одно государство. 

Сербские журналисты занимались внешней политикой России, поскольку она была важна и для 

сербского народа на Балканском полуострове. Под влиянием политических партий и королевской 

династии сербские газеты благосклонно относились к России, в то время как сербы за пределами 

Сербии надеялись на помощь России в объединении с Сербией. Сербская пресса подробно следила 

за русско-японской войной, переговорами России с западными державами, журналисты часто 

анализировали политическую ситуацию в самой России, а также её внешнюю политику. У автора 

складывается впечатление, что они слишком переживали по поводу поражения России в войне с 

Японией, революции 1905 года, но позже стал появляться оптимизм по поводу помощи России на 

Балканском полуострове. 

Ключевые слова: Сербия, журнал, периодика, газета, Россия, политические партии 

Для цитирования: Стоянович М. 2024. Сербские газеты с начала ХХ века до 1914 года. Взгляд на 

Россию. Via in tempore. История. Политология, 51(3): 598–616. DOI: 10.52575/2687-0967-2024-51-

3-598-616 

Финансирование: Работа выполнена без внешних источников финансирования. 

  

 

Serbian Newspapers from the Beginning of the 20th Century 

to 1914: A Look at Russia 
 

Milan Stojanovic  
Tula State University, 

92 Lenin Ave., Tula 300012, Russia 

E-mail: legendanish@yandex.com 

 

Abstract. This article explains the development of Serbian journalism, paying special attention to the 

beginning of the 20th century up to 1914. The author studied Serbian-Russian relations of the late 19th and 

early 20th centuries, and his book was published in the Serbian language. As a historian, who graduated 

from the university in Serbia, his personal attention is related to Serbian-Russian political relations. At the 

beginning of the 20th century, newspapers and magazines were found under the strong influence of political 

 
© Стоянович М., 2024 

mailto:legendanish@yandex.com
mailto:legendanish@yandex.com
https://orcid.org/0009-0002-2343-172X
https://orcid.org/0009-0002-2343-172X


 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
599 

parties and movements, most of which sympathized with the Russian Empire. Apart from Serbia, the Serbs 

published their newspapers also in Austria-Hungary, the Ottoman Empire and the USA, and almost all of 

them, with the exception of socialists, had as their goal the unification of the Serbian people on the Balkan 

Peninsula into one state. Serbian journalists were interested in Russia's foreign policy, because it was also 

important for the Serbian people on the Balkan Peninsula. Under the influence of political parties and the 

royal dynasty, the Serbian newspapers treated Russia favorably, while the Serbs behind Serbia hoped to 

help Russia unite with Serbia. The Serbian press followed in detail the Russo-Japanese war, Russian 

negotiations with the Western powers, journalists often analyzed the political situation in Russia itself, as 

well as its foreign policy. Reading the articles, one gets the impression that they were too worried about the 

Russian defeat in the war with Japan, the revolution of 1905, but later optimism about Russian help in the 

Balkan Peninsula began to appear. 

Keywords: Serbia, magazine, periodicals, newspaper, Russia, political parties 

For citation: Stojanovic M. 2024. Serbian Newspapers from the Beginning of the 20th Century to 1914: A 

look at Russia. Via in tempore. History and political science, 51(3): 598–616 (in Russian). DOI: 

10.52575/2687-0967-2024-51-3-598-616 

Funding: The work was carried out without external sources of funding. 

  

Введение 

Одной из причин, по которым тема стала предметом исследовательского внимания, 

является её многогранная актуальность и недостаточная изученность. Работ, посвящённых 

этой теме, всего несколько, причём рассматриваются только отдельные аспекты проблемы. 

Автор долгое время изучал сербско-российские политические отношения, в результате его 

монография была издана на сербском языке: Стојановић М. Историја српско-руских поли-

тичких односа од XVIII века до данас – Нови Сад: Архив Војводине 2022 – 415 с. Статья 

является продолжением дальнейшего исследования взаимоотношений двух народов. В 

плане историографического ознакомления целесообразно назвать статьи: 1) Вишняков Я.В. 

Сербская государственность в 1903–1914 гг. Миф об «эре Перикла»; 2) Ђорђевић Д. Србија 

и Балкан на почетку XX века: (1903–1906); 3) Попов Ч. Друштвене и политичке прилике у 

Војводини на почетку XX века. 

 Периодическую печать на сербском языке условно можно разделить на две основные 

группы: 1) территориальную и 2) тематическую. Территориальные периодические издания 

определяются по месту издания газет и журналов. Публикации из тематической группы 

можно дифференцировать на несколько подгрупп и всегда в соответствии с темой, интере-

сующей редакцию, авторов и даже читателей. В рамках тематических периодических изда-

ний мы выделяем следующие: литературные, художественные, профессиональные, воен-

ные, детские, женские, политические периодические издания и другие [Симић, 1984]. 

В начале XX века Королевство Сербия было небольшим, без сегодняшней Воеводины 

на севере, Косово и Метохии на юге и региона Рашка на юго-западе. Большую часть насе-

ления на территории Боснии и Герцеговины, сегодняшней Северной Македонии, Черного-

рии и значительной части сегодняшней Хорватии (Славония, Далмация) и части тогдашней 

Венгрии (Воеводина) составляло сербское население. Помимо Сербии, её ежедневные га-

зеты и другие периодические издания выходили в свет и в других регионах Балкан. Все 

сербские периодические издания за пределами Сербии стремились пропагандировать объ-

единение сербов и развивать традиционные и культурные отношения на более широкой 

территории полуострова. В 1911 г., до начала Балканских войн, всего на сербском языке 

выходило 252 газеты и журнала, из них 152 – в Королевстве Сербия (105 только в Белграде), 

41 – в Воеводине, 19 – в Боснии и Герцеговине, 12 – в Хорватии, 3 – в Черногории, 3 – в 

Македонии, в США – 17, в других частях Австро-Венгрии – 5, в Канаде – 1 журнал. Над 

написанием, редактированием и выпуском изданий работало большое количество людей 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  600 

различных профессий и политических взглядов: журналисты, политики, работники образо-

вания, учёные, священники, офицеры, студенты и воспитанники [Попов, 1982, с. 149–167; 

Попов, 1994, с. 181–187; Кисић, 1996]. 

К сожалению, не все журналы и ежедневные газеты сохранились до наших дней. Из-

за частых бомбардировок и разрушений Сербии и других территорий, населённых сербами, 

многие строения были разрушены. Тем не менее старейшее литературное, культурное и 

научное учреждение сербского народа Матица сербская в рамках библиотечных фондов и 

коллекций своей библиотеки систематически исследует и изучает, реставрирует и сохра-

няет прессу, свидетельствующую о национальном возрождении сербской этнической общ-

ности в XIX и XX веках, наблюдаемую через исторические процессы, порождённые во 

время военных кризисов и вооружённых конфликтов [Паланчанин, 1986, с. 5‒7]. 

Объект и методы исследования 

Объектом исследования является восприятие сербской публицистикой Российской 

империи в период с 1903 по 1914 год. 

Методология исследования основана на главных принципах исторической науки, 

включая объективность, преемственность, последовательность изложения, в попытке про-

анализировать периодические издания и политические обстоятельства, в которых они изда-

вались. Изучение материалов с точки зрения социокультурного подхода и сравнительно-

сопоставительного метода способствовало результативности исследования. Основным ис-

точником в изучении этого вопроса является сербская пресса в период с 1903 по 1914 годы. 

Автор основывает своё исследование на источниках, точнее, на самой прессе до 1914 года. 

Результаты и их обсуждение 

В начале XX века в Сербии произошли крупные династические и политические изме-

нения. После убийства короля и королевы из династии Обреновичей в 1903 г. к власти при-

шёл Петар Карагеоргиевич (Караджорджевич), который взял курс на возрождение демокра-

тии. В период до 1914 г. и начала Первой мировой войны ежедневная печать была очень 

востребована. В 1904 г. в Белграде выходило 13 ежедневных газет. Самой старой была офи-

циальная Српске новине, а самой молодой – Политика, которую в том же году основали 

братья Владислав и Дарко Рибникары. Появление Политики стало поворотным моментом 

в сербской журналистике. Своей принципиальной позицией по важнейшим вопросам внут-

ренней и внешней политики, размеренной и отточенной манерой письма она выделялась 

среди остальной политической прессы, погрязшей в партийных трениях и спорах. Газета 

Политика учитывала чуткость тогдашней интеллектуальной читательской аудитории и за 

несколько лет стала самой уважаемой и самой читаемой сербской газетой [Аврамовић, 1992, 

с. 224–308; Nikolić, 2014, с. 253–274]. Иные периодические издания, напротив, увязли в пар-

тийных ссорах и идеологической борьбе: они не поддерживали ни сербского короля, ни 

сербскую политику.  Наиболее радикальными были социалисты, нападавшие как на серб-

ские, так и на русские династии. Именно поэтому левые периодические издания выражали 

явно негативное отношение к новостям из России и решениям её правительства. 

В изучении сербской периодики до Первой мировой войны наибольших успехов до-

бился Институт литературы и искусства, который с 1970 года активно работал над рас-

ширением и тематическим развитием методологических исследований журналов и еже-

дневных газет. В результате их работы уже издано тридцать томов Истории сербских ли-

тературных изданий. Однако политической тематики в сербских периодических изданиях, 

в том числе специального обращения к Российскому государству, до сих пор никто не ка-

сался. Историков интересовали только определённые темы или тексты в периодических из-

даниях, связанные исключительно с сербской историей. 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
601 

При изучении и интерпретации периодического материала наблюдается не только его 

эвристическая ценность, но и культурно-политическая, точнее, как своего рода призма, че-

рез которую политические тенденции встречаются, преломляются и развиваются в начале 

XX века. Аутентичный вклад теоретического изучения периодики тех лет заключается в 

том, что он расширяет возможности и даёт перспективы для дополнения и реконструкции 

политической истории. Помимо создания традиционных библиографий и описаний журна-

лов, включающих статьи, книги, сборники трудов, научные сборы и выставки, мы должны 

применять и современные технологии, включающие оцифровку, создание цифровых хра-

нилищ и баз данных. 

История сербской периодики имеет глубокие корни и создавалась за пределами Сер-

бии, точнее, в 1768 году в Венеции. Именно тогда издавался Славеносербски магазин, 

правда, вышел всего один номер, но он считается первой ласточкой. Интересен факт, обна-

руженный историками: сербы – восемнадцатая нация в мире, чья печать с самого начала 

велась на родном языке. «Первая газета на сербском языке появилась также за пределами 

территории сегодняшней Сербии, в Вене в 1791 году (Сербския новини). В столице Габс-

бургской монархии появились первая сербская ежедневная газета (Новине сербске, 1813 г.) 

и первый сербский альманах (Забавник, 1816 г.). Несколько важных сербских газет и жур-

налов издавались в первой половине XIX века в Пеште, и первой из упомянутых была Ле-

топис матице српске, которая была опубликована в 1825 году и до сих пор издаётся как 

старейший литературный журнал в Европе» [Живан, 1986, с. 45–82]. На территории Сербии 

первая газета вышла в 1834 году, но важно отметить, что и ежедневные газеты, и периоди-

ческие издания были нацелены не только на политические новости и их анализ, но и на 

распространение образования и культуры. 

«После Крагуеваца газеты стали издаваться в Белграде, а чуть позже в Нови-Саде, 

Сремских Карловцах, Земуне, Сомборе, Вршаце, Панчево, Приштине. Во 2-й половине XIX 

в. сербские газеты появились в Боснии и Герцеговине (1866), Черногории (1871), Хорватии 

(1874), а в конце века сербские эмигранты в Северной Америке начали издавать собствен-

ные газеты» [Душан, 1982, с. 149–167; Попов, 1994, с. 181–187]. 

Историческое развитие сербской журналистики тесно связано с политическими, со-

циальными и экономическими условиями, в которых сербский народ жил в прошлом [Би-

кицки, 1993]. 

На развитие периодических изданий в Сербии повлияло создание политических пар-

тий в 1881 году. С этого времени все партии стали использовать прессу как средство поли-

тической пропаганды, и в ней чётко обозначились идеологические идеи и пожелания поли-

тических партий. Помимо политических газет, в этот период появляются первые сатириче-

ские и юмористические, учебно-педагогические, детские и женские журналы. 

В Сербии было три политических течения: либеральное, консервативное и радикаль-

ное. Эти три идеи, сформулированные в нескольких политических партиях, также опреде-

ляли сербско-российские отношения в начале XX века. Либеральная, Прогрессивная, Ради-

кальная и Социалистическая партии существовали как движения ещё до их формирования 

в политические партии в 1881 г. А с их официальным образованием началось открытое пар-

ламентское и внепарламентское противостояние с чётко определёнными и принципиально 

совершенно различными идейно-доктринальными и практико-политическими идеями. Взяв 

за основу западноевропейский либерализм, политические партии вели яростную пропа-

ганду, используя все доступные ресурсы [Јанковић, 1997]. Газеты в основном использова-

лись в пропагандистских целях. Редко можно было найти независимые и объективные га-

зеты. Абсолютное большинство поддерживало свои партии или публично выступало их ру-

пором. До 1903 г. монарх ограничивал политическую роль партий, часто меняя избиратель-

ное волеизъявление граждан. После смены династии в 1903 году в Сербии появилась полная 

свобода печати, какой до тех пор в стране не было. Этот период между 1903 и 1914 годами 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  602 

слишком мал для развития парламентаризма и демократии в Сербии, и роль короля и пар-

тийной системы, а также отношения между собранием и правительством находились в про-

цессе определения. 

Помимо политических партий в Сербии, сербы также имели свои партии в Австро-Вен-

грии, Османской империи и Черногории. Все эти партии работали над развитием образования 

и культуры среди сербского народа под иностранным управлением, а также над объедине-

нием с родиной, Сербией. Это был сложный процесс с частыми запретами и арестами, а серб-

ские газеты столкнулись с жёсткой цензурой. Редакторы сербских газет, находившихся под 

властью иностранцев, пытались бороться с цензурой, больше писали на культурные и лите-

ратурные темы и почти не освещали политические новости. Или через литературу и поэзию 

пытались направить читателя к определенным политическим проблемам и идеям. 

«Адрес периодического издания, которому оно в первую очередь предназначалось, с 

конца XIX – начала XX века изменился в новом историческом контексте, отсюда и необхо-

димость реконтекстуализированных интерпретаций. Воображаемый читатель, с сегодняш-

ней точки зрения, берёт на себя роль активного автора текста, становится соавтором и, в 

лексике Умберто Эко, периодическое издание получает качественный статус открытого 

произведения [Eko, 1965], постоянной серийной последовательности, устоявшейся иден-

тичности. Читатель относится к серийному изданию (особенно если он «потребляет» его 

онлайн) как к постмодернистскому (прото-)гипертексту [Eror, 2001, р. 113−115], в котором 

он потребляет газетные единицы по своему усмотрению, нелинейно, интерактивно. Рекон-

струкция происходит в цепи приёма чтения истории. Журналистика с её прежней информа-

тивной, пропагандистской, социальной, образовательной и развлекательной функцией те-

перь становится неприемлемой и в литературном смысле» [Иконић, 2015, с. 16]. 

Политические газеты начала ХХ века являются как бы регуляторами и регистрато-

рами политической жизни сербского народа [Поповић, 1977, с. 124−152]. Это культурное 

наследие стало исключительным научным сокровищем, само его существование стало не-

заменимым звеном в изучении сербско-российских отношений в начале ХХ века. Сохра-

нившиеся периодические издания находятся в национальных учреждениях, в учреждениях 

памяти народа: музеях, библиотеках, архивах; особую ценность представляют отдельные 

репринтные (фототипные) издания. С помощью современных технологий периодические 

издания были заново актуализированы и стали неотъемлемой частью мультимедийных баз 

данных, помогая читателю ещё больше приблизиться к повседневной истории. В процессе 

оцифровки национальной исторической памяти все учреждения Сербии приступили к се-

рьёзней работе. К ним присоединились Национальная библиотека Сербии, Университет-

ская библиотека имени Светозара Марковича, Библиотека Матицы Сербской и многочис-

ленные городские библиотеки из Ниша, Нови-Сада, Крагуевца, Чачка и других. Сербия 

также присоединилась к процессу глобального поиска и обмена оцифрованным наследием, 

особенно текстами исторических газет, благодаря международным проектам, в которых 

участвовало UBSM: Газеты Еуропеане (Europeana Newspapers), которые непосредственно 

обогащают корпус The European Library и Europeana. Без временных и пространственных 

ограничений возможность научных исследований оцифрованных библиотечных баз дан-

ных может увеличить научные исследования, что может способствовать углублению зна-

ний о политике в начале XX века. 

Наряду с различными историческими деятелями, монархами, политиками, диплома-

тами, бесспорно ознаменовавшими начало века, сербская пресса освещала историю первых 

двух десятилетий переломного периода для сербского и русского народов. 

Изучение сербской периодической печати (1903–1914 г.) относится к междисципли-

нарным научным темам, так как включает в себя несколько научных дисциплин, прежде 

всего историю, журналистику и политику. Нужно обладать необходимыми знаниями, 

чтобы правильно подходить к исследованию, анализу и комментированию прочитанной пе-

риодики. С точки зрения истории и политики газета представляет собой коллаж различных 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
603 

разделов. Поэтому необходимо знать национально-политическую, общественную и куль-

турно-просветительскую миссию сербской периодики в определённом политическом кон-

тексте и времени, более века назад, чтобы правильно подойти к анализу её содержания. 

«Газеты как средство массовой информации имеют свои явления и законности, кото-

рые они выполняют, свою информативную, просветительскую, пропагандистскую, соци-

альную, развлекательную функцию, но и отличающиеся друг от друга эталонные ценности 

(собственность и редакционная структура, программа, целевая аудитория, периодичность, 

число читателей/популярность) в синхронии и диахронии, что, безусловно, повлияет на вы-

бор определённого типа периодического издания, значимого для нашего исследования» 

[Иконић, 2015, с. 19]. 

Под периодическими изданиями мы понимаем регулярные печатные периодические 

издания (газеты, журналы и т. д. 24) и т. н. ежегодные периодические издания (календари, 

альманахи и различные ежегодники). Наиболее распространённый тип оповещательных пе-

риодических изданий был именно из первой упомянутой группы, потому что они домини-

ровали по объёму и интенсивности. 

Политика России в отношении Балканского полуострова в начале XX века была чётко 

определена: помочь народам в их борьбе за свободу. Отношение к Сербии строилось на 

нескольких уровнях: от негативного в самом начале века до полной поддержки перед нача-

лом Первой мировой войны. В связи с этим при выборе материалов мы должны консульти-

роваться с сербскими и русскими историками, разъяснявшими тот исторический период и 

отношения между двумя народами. Акцент на сербских периодических изданиях связан не 

только с Сербией как независимым королевством, но и с более широкой территорией про-

живания сербского народа, включая районы Боснии и Герцеговины, Далмации, Славонии, 

Воеводины, Черногории и Османской империи, и о сербской организации в США, имевшей 

исключительное значение во время Первой мировой войны. В связи со всем вышеперечис-

ленным в центре внимания находятся периодические издания сербского народа, выходив-

шие на сербском языке (кириллица и латиница), содержание которых определяется темати-

кой сербского народа и его отношений с Россией, а также сербской структурой собственно-

сти, редакторами и сотрудниками. 

Определяющая временная протяжённость – начало XX века – связана с геополитиче-

ским пространством, точнее, с местами расположения сербской прессы – Нови-Сад и Бел-

град, Загреб, Дубровник, Стамбул и другие города [Скерлић, 1911]. 

Эти редкие периодические издания хранятся в сербских библиотеках в основном в 

неполном виде. Однако имеется достаточное количество доступных газет, чтобы увидеть 

развитие сербско-российских отношений и отношение сербских журналистов к России.  

Учитывая, что сербский народ жил в то время в разных странах, сербские газеты осве-

щали разные темы. Однако все редакторы принадлежали к одному национальному корпусу, 

поэтому некоторые темы были общими, т. е. статьи дополняли друг друга. 

Все журналы были верным зеркалом политической и партийной жизни сербов в конце 

XIX и начале XX века, и через них отражались влияния и взгляды ключевых политических 

лидеров. 

                                                 
24  Жарко Рошуль писал, что в XIX веке не было разницы между терминами журнал и газета в 

сегодняшнем значении (по-сербски часопис, лист = новине), названия использовались абсолютно 

синонимично, и Еремия Д. Митрович согласился с этим. См: Рошуљ Ж. Жанрови у српској шаљивој 

периодици (1830─1918) // Час описа часописа. 6 – Нови Сад: Матица српска, Београд: Институт за 

књижевност и уметност 2014; Митровић, Ј.Д. Грађа за историју и билиографију српске периодике до 1920. 

године – Београд: Просвета 1984. С XX века в использовании этих терминов появилось различие, поэтому 

только газета называется листом, а журнал – просто журналом. В большинстве случаев термин «лист» 

использовался в подзаголовках сербских периодических изданий. Чтобы не усложнять классификацию, ибо 

особого значения для диссертации она не имеет, здесь мы будем придерживаться терминов, встречавшихся в 

названиях и подзаголовках сербских периодических изданий, которые перечислены. 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  604 

На территории сегодняшней Воеводины (до 1918 года в составе Венгрии) сербский 

народ издавал множество ежедневных, еженедельных и ежемесячных газет. Было много 

проблем с венгерскими властями, с цензурой, частыми запретами, но до 1914 года и начала 

Первой мировой войны сербские журналисты работали и публиковались. Двумя крупней-

шими газетами были Застава 25 и Браник 26, и они возглавляли другие сербскими газеты в 

Венгрии. Застава впервые появилась в 1866 году и была информационным бюллетенем 

Сербской народной свободомыслящей партии Светозара Милетича. Политическая газета 

Браник была создана в 1885 году в то время, когда Милетич заболел и преодолевал послед-

ствия тяжёлой жизни в заключении. Уже в первом номере за 1866 год, в первой статье, 

Застава ясно разъяснила основные намерения своих журналистов: «Права сербского 

народа на землях венгерской короны, основанные на истории и природе, будут представ-

лены Заставой как в политических, так и в церковно-образовательных вопросах, приводя 

их в гармонию с духом конституционности и равенства. Застава поднимет свой голос в 

защиту наших невольных, однокровных и родственных братьев в Турции и будет с брат-

ским сердцем, но честно и открыто следить за шагами, которые Сербия предпринимает ради 

будущего себя и своих братьев в Турции. Восточный вопрос будет нашим обсуждением в 

первую очередь» [Застава, 1]. 

Причиной создания новой газеты стал конфликт мнений между лидерами партии Ми-

летича, который затем был перенесён в тогдашнюю политическую газету Милетича За-

става. Конфликт в основном касался лидеров Яши Томича и Миши Димитриевича. В своих 

статьях Застава выступала за сербскую независимость и освобождение сербов как от ав-

стрийского, так и от турецкого владычества, за создание независимых балканских госу-

дарств, а также за равноправие всех народов, которые подчинялись тогдашней Австро-Вен-

герской монархии. Политические убеждения Светозара Милетича были одобрены членами 

Сербской народной свободомыслящей партии, состоявшей из большого числа учёных, ру-

ководствующихся той же политической идеей. Эти учёные были частью партии, но они 

также писали статьи для журнала. Когда авторитет Милетича был утрачен из-за его проблем 

со здоровьем, произошло разделение политических взглядов. Так, часть членов Сербской 

народно свободомыслящей партии создала новую Сербскую народно-либеральную партию, 

основателями которой были Миша Димитриевич, Илия Вучетич и Михайло Полит Десан-

чич. В то же время это ознаменовало создание новой политической газеты Браник.  

Застава стала газетой Сербской народно-радикальной партии во главе с Яшей Томи-

чем. Застава всегда критически относилась к тем элементам сербского населения, которые 

подчинялись властям в Будапеште, а также к церковной иерархии, когда она не работала в 

интересах народа. Соперничество между бывшими коллегами по партии вызывало посто-

янные конфликты между двумя газетами. Браник унаследовала свою политику от убежде-

ний Светозара Милетича и в целом была более умеренна в своей критике венгерских и серб-

ских властей. Трения между двумя газетами завершились убийством Миши Димитриевича 

Яшей Томичем. Во время Первой мировой войны Застава была запрещена властями Ав-

стро-Венгрии, а её владелец Яша Томич был заключён в тюрьму и осуждён за государствен-

ную измену.  

Как ежедневная газета Застава начала выходить в только что образованном Королев-

стве сербов, хорватов и словенцев 1/14 января 1919 г., однако после введения в 1929 г. дик-

татуры короля Александра Застава перестала выпускаться. В новообразованном государ-

стве СХС Застава критиковала централизацию государства и пренебрежение интересами 

Воеводины. Браник имел более умеренные взгляды, её читали интеллектуалы и более учё-

ные люди. «Проникнутые идеей, что государственная организация во всех её проявлениях 

должна соответствовать самому государственному составу и что, кроме венгерского народа 

                                                 
25 «Застава» (серб.) – «Флаг». 
26 «Браник» (серб.) – «Укрепление». 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
605 

и других национальностей этого государства, они должны получить своё достойное выра-

жение во внутригосударственной жизни и убеждены, что это может быть достигнуто только 

путём единой и совместной работы и приверженности всех национальностей, мы будем 

представлять идею равенства национальностей и будем работать над тем, чтобы воплотить 

её в жизнь, и с этой целью мы будем развивать сообщество среди всех Венгерские нацио-

налисты» [Браник, 1], были первые слова вступления Браника, которыми журналисты хо-

тели подчеркнуть цель этой газеты. После убийства основателя газеты Димитриевича в 

1900 году Браник оставалась лояльной не только в отношении венгерских политиков, но 

также и в отношении Сербии. Журналисты Браника писали о необходимости создания еди-

ного южнославянского государства, из-за чего газета была закрыта 1 августа 1914 года. До 

1914 года венгерские власти пытались создать постоянный конфликт между двумя груп-

пами сербов, собравшимися вокруг Браника [Крестић, 1980, с. 281–288] и вокруг Заставы 

[Енциклопедија Новог Сада, 1997, с. 253–257]. 

На протяжении всего существования Заставы и Браника журналисты поддерживали 

Россию, конечно, как могли из-за венгерской цензуры. Во время русско-японской войны, 

Первой революции, а затем и до Первой мировой войны журналисты двух главных серб-

ских журналов в Венгрии смотрели на Россию как на защитницу сербского народа, надеясь, 

что она поможет объединить сербов в одно государство. Так, Браник в номере 37 от 19 фев-

раля (4 марта) 1909 года, в момент крупнейшего австро-венгерско-сербского кризиса, опуб-

ликовал статью «От чего зависит мир или война», пытаясь объяснить, что Россия готова 

помочь Сербии, и в случае войны Австро-Венгрия может пострадать от серьезных послед-

ствий. «Маловероятно, что сверхдержавы, даже если бы они угрожали Сербии, выступили 

бы с этой угрозой вооружённой рукой и, возможно, доверили бы Австро-Венгрии или ка-

кой-либо другой сверхдержаве какую-то карательную экспедицию против Сербии, потому 

что это привело бы именно к тому, что они хотят предотвратить, а именно возможность 

войны, и трудно себе представить, что Россия согласится на какую-то «карательную» экс-

педицию против Сербии. […] Россия, даже если она в настоящее время согласится со сверх-

державами оказать давление на Белград, вряд ли сможет, по течению русского народа, за-

нять позицию против Сербии в случае войны» [Браник, 37]. Журналисты до 1914 г. уверяли, 

что Россия поддержит Сербию в случае войны и что только Россия является единственным 

искренним другом сербского народа.  

И Застава позитивно писала о России. Они затрагивали не только политические темы, 

но и исторические. Так, в июне 1913 года были опубликованы фельетоны об истории Рос-

сии и отношениях между двумя народами: «Русские исторические источники сообщают, 

что патриарх Арсений Чарноевич считал австрийскую помощь временной и по-прежнему 

считал Россию освободительницей и единственным прибежищем Сербской нации. От нее 

он ожидал и освобождения сербов от турок, и защиты от религиозного и политического 

притеснения, которому подвергались православные сербы в Австрии со стороны иезуитов» 

[Застава, 122]. 

Журнал Грађанин 27  был основан Йованом Йовановичем из Пожаревца в ноябре 

1887 года, редактором стал Михайло Костич. Название журнала было выбрано, чтобы 

напомнить о Французской революции и её демократических истоках. Он был основан для 

распространения идей Народно-радикальной партии в Сербии, которая в то время часто 

выступала против правительства. Журнал сообщал новости о политике, культуре и эконо-

мике как в стране, так и за рубежом. Основатель газеты много лет был депутатом Нацио-

нального собрания и был близок к лидеру партии Николе Пашичу. Наиболее важными со-

трудниками Гражданина были адвокаты, журналисты и юристы, а также члены Народно-

радикальной партии. С 1888 г. журнал стал радикальным под руководством Михаила Ко-

стича, а с 1900 г., когда он был возобновлён, издавался под названием Сербский гражданин. 

                                                 
27 «Грађанин» (серб.) – «Гражданин». 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  606 

С 1900 года и в течение следующих 40 лет владельцем Гражданина был Джордже Наумо-

вич, в типографии которого печаталась газета. Какое-то время он публиковался под назва-

нием «Гражданин сербский». В составе Народно-радикальной партии Гражданин писал 

статьи под сильным влиянием партийного руководства. На своих страницах он часто раз-

мещал репортажи журнала Самоуправа, официального органа партии. Именно из-за влия-

ния партии, к которой принадлежали владельцы и редакторы газеты, часто смешивались 

политические интересы и журналистская объективность. Он публиковался с перерывами в 

течение почти полувека и дважды прерывался из-за войны в 1914 и 1941 годах, когда был 

окончательно приостановлен [Кисић, 1996, с. 102]. В своем журнале они не анализировали 

конкретно Россию, в основном это были короткие нейтральные новости. Однако интересен 

анализ франко-российского союза, сделанный в декабре 1911 года. Под заголовком 

«Франко-российский союз и революция» автор с радостью анализирует, что отношения 

между двумя странами поднялись на более высокий уровень. «Я один из тех, кто двадцать 

лет назад приветствовал сближение Франции и России», пишет автор. Говоря о французской 

политике и её роли в развитии демократических отношений в России, автор утверждает, что 

«русская душа сохранила наследственные черты идеализма». В следующем параграфе ав-

тор объясняет, насколько трудной была революция для российского правительства против 

врагов государственной системы: «мирное развитие Запада требует знания и практичности, 

широкой солидарности между уже политически освобождёнными нациями, Францией и 

Англией, и великана, героически сражающийся в России» [Српски грађанин, 98]. 

Мали журнал  был довольно прогрессивной газетой для конца XIX и начала XX века. 

Издание основали братья Божа и Петар Савич, изначально как оппозиционно-радикальную 

газету, позже поддержавшую общедемократические идеи. Они пытались сравнивать себя с 

ежедневной газетой Политика по профессионализму. Однако за очень короткое время По-

литика стала первой в Сербии по многим параметрам, включая читательскую аудиторию. 

Хотя Мали журнал был скромным по размеру и состоял из нескольких страниц (обычно 

четырёх), в нем всегда были новости о радикалах и независимых радикалах 28. Он издавался 

в Белграде до 1915 года и австро-венгерской оккупации Сербии, а также недолго в 

1920 году. У газеты всегда были интересные и актуальные статьи о политических и куль-

турных событиях, потому что у неё была хорошая корреспондентская сеть. Братья Савич 

старались сделать Мали журнал первым во всем, и с 1905 года газета была иллюстрирована 

многочисленными фотографиями. У них также был дополнительный журнал – Илустро-

вани Мали журнал. С помощью братьев Савич и Мали журнала было организовано «круго-

светное путешествие» Милорада Райчевича с 13 марта 1910 года по 21 сентября 1911 года. 

В Белграде 21 сентября 1911 года в честь него был устроен торжественный приём, о кото-

ром сняли фильм. Газеты с восторгом приносили множество новостей из России. Когда в 

октябре начался кризис аннексии, точнее, когда Австро-Венгрия оккупировала Боснию и 

Герцеговину, Сербия готовилась к войне, считая территорию Боснии своей территорией. 

Мали Журнал в номере от 16 октября 1908 года целых четыре новости были связаны с ми-

нистром иностранных дел России Извольским и ещё шесть – с известиями из Петербурга и 

Думы. «Политический клуб под председательством председателя Думы Хомякова решил 

организовать ряд церемоний в честь словенских гостей, особенно по случаю прибытия 

сербского наследника престола. Запланированный протест против аннексии Боснии и Гер-

цеговины был отложен из-за речи, с которой Извольский выступит на первой очередной 

сессии Думы. Отношение Думы к требованиям Сербии и Черногории превосходное. Главы 

всех сторон твердо придерживаются мнения, что аннексия Боснии и Герцеговины не 

должна признаваться ни при каких условиях» [Мали журнал, 291]. На той же странице га-

зеты была опубликована статья «Срби – Дума» – телеграмма Ассоциации сербских журна-

листов: «Тридцать лет назад Сербии пришлось пережить несчастье оккупации Боснии и 

                                                 
28 Это были сербские политические партии. 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
607 

Герцеговины только потому, что политика России не была направлена духом русского 

народа и что славянство, воплощённое в России и Сербии, было побеждено коалицией Ев-

ропы в конгресс. России пришлось выбирать войну против всей Европы после уже великой 

войны или Австрию на Балканах. Сегодня, когда русский народ ждал, чтобы его предста-

вители вдохновили национальную политику, сербский народ надеется, что Россия не будет 

торговать с сербскими странами, что они не позволят Австрии указом оккупировать серб-

ские провинции. Сербия полна решимости не покончить с Боснией и Герцеговиной бес-

кровно и надеется на братский русский народ, что он не оставит сербский народ один в 

отчаянной борьбе. В этой вере Ассоциация сербских журналистов с энтузиазмом привет-

ствует первое заседание Думы, желая ей полезной и плодотворной работы на благо счастья 

и прогресса славянского русского народа» [Мали журнал, 291]. 

Мале новине 29 была белградской ежедневной газетой и выходила с 4 апреля 1888 года 

по октябрь 1903 года с некоторыми перерывами в 1900 и 1901 годах. Первым владельцем 

была «Штампария Медичиян и Кимпанович», а ответственным редактором – Джордже 

Кимпанович, однако с 6 февраля 1889 года владельцем газеты стал Пера Тодорович, кото-

рый определил профиль газеты и руководил её развитием, сделав её первой современной 

ежедневной газетой в Сербии. Пера Тодорович хотел создать газету, которая не уступала 

бы европейским газетам того времени с точки зрения профессионализма. Он пытался сде-

лать газету беспартийной, что в начале ХХ века было крайне сложно. Интересно, что Пера 

Тодорович первым в Сербии ввёл уличную продажу газет, что было совершенно новым для 

«традиционной» страны. Помимо политических новостей и анализа, Мале новине была пер-

вым таблоидом в Сербии, публиковавшим различные скандалы, даже заказывавшим напа-

дения на определённых людей. Всегда были самые свежие новости из страны и мира, а 

кроме новостей о погоде и лотерее были ещё и классические фельетоны, и юмор. Газета 

поддерживала Александра Обреновича, хотя король неоднократно запрещал её. Пера Тодо-

рович в своих статьях яростно защищал короля Александра, поэтому его газета была запре-

щена после государственного переворота и убийства королевской семьи. Эта газета пред-

ставляет собой первоклассный исторический источник, свидетельство времени, обычаев и 

событий, а также начало современной сербской журналистики 30. Журналисты имели высо-

кое мнение о России и в каждом номере сообщали новости официальных российских газет. 

Писали о русских как о сильных, могущественных, как о братьях. В номере от 16 апреля 

1903 года, цитируя статью Петроградских новостей, журналист пишет: «Братская русская 

газета уверяет нас, что австро-венгерская политика точно знает, чего она хочет и как хочет 

в Старой Сербии и Македонии, и что происходящее сегодня в этих странах полностью сов-

падает с завоевательными интересами Австро-Венгрии» [Мале новине, 101]. Эта же газета 

постоянно писала об убийстве российского консула Григория Степановича Щербины в Ко-

совской Митровице. Журналисты писали о большом уважении сербского народа к россий-

скому консулу: «Мемориал Щербини. Из Сремской Митровицы сообщают: ”Великодуш-

ному брату Русу, носителю и мученику сербской идеи на Балканах, в Косовской Митровице, 

скончавшемуся консулу Григорию Степановичу-Щербине местные сербы устроили торже-

ственную панихиду в местной сербской Православная церковь Св. Стеван, 15 (28) апреля, 

этого месяца в 11/2 часа утра“» [Мале новине, 101]. 

Вечерње новости 31 полностью не сохранились по многим причинам. Вначале редак-

тором газеты был Любомир Бойович, но позже редакторы менялись очень часто. Перед са-

мым началом Первой мировой войны редактором был Милан П. Савчич. В основном они 

касались политических и культурных тем и старались быть объективными, хотя с самого 

начала всегда были в оппозиции к Радикальной партии. 

                                                 
29 «Мале новине» (серб.) – «Небольшая газета». 
30  Мале Новине, Архива: https://претражива.срб/преглед/мале-новине. 
31 «Вечерње новости» (серб.) – «Вечерние новости». 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  608 

Американски Србобран – старейшая сербская газета в США. Сербская православная 

ассоциация «Србобран» была основана в июне 1901 года в Пенсильвании. Основателями 

союза являются Адам Маравич, Сава Хайдин, Миле Касар, Петар Хайдин и Симо Лапчевич, 

они создали союз на примере Русского православного союза. Так родилась идея, чтобы у 

сербов в Америке был свой журнал. Американски Србобран был органом Сербского право-

славного союза, и уже в первом номере журнала был напечатан программный документ 

священником из Питтсбурга Саввой Войводичем, в котором отражены задачи союза, за-

ключающиеся, прежде всего, в сохранении традиции сербского народа и православия. Пер-

вым редактором газеты был Миливой Бузаджич.  

Когда сербы в Америке разделились, между ними возник ожесточенный конфликт, 

из-за чего в Кливленде, штат Огайо, была основана ещё одна сербская организация «Союз 

объединённых сербов Слога». Они начали издавать свой журнал Србобран в 1909 году. И 

издавались они до 1919 года. Американски Србобран возглавил учёный Пайя Радосавлевич, 

а Слога – учёный Михайло Пупин. Очень часто в своих журналах они не выбирали слов, 

нападая на своих противников. В 1921 году объединились две сербские организации, что 

решило проблему разобщённости сербов в Америке 32. В каждом номере газеты журнали-

сты писали о России, выборах в Думу, революции 1905 года или русском народе в США. 

Они старались быть объективными, но очень часто публично поддерживали Россию или 

писали о русских как о «наших русских братьях» [Американски Србобран, 8] или писали о 

сербско-российских отношениях в Америке: «...мы обязаны быть благодарны русским, а 

кто вместо этой благодарности произносит кощунство, тот ещё худший демон – антихрист! 

Сербы всегда чувствовали благодарность к русским...» [Американски Србобран, 7]. 

Журнал Борба (рус. Борьба) был одним из главных журналов социал-демократиче-

ской партии. Главным редактором был Туцович, который также работал в редакции Рад-

ничке новине. Он заботился о серьёзном содержании печатного издания, поэтому его това-

рищи называли журнал Борьба Туцовича. Этот журнал сыграл значительную роль в орга-

низации рабочего класса в Сербии, прежде всего в теоретическом становлении вождей ра-

бочего движения. Были опубликованы переводы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а 

также переводы работ видных теоретиков II Интернационала – Куцки, Лафарга, Благоева и 

др. Из сербских социалистических теоретиков, помимо редакторов Туцовича и Поповича, 

были также представлены Драгиша Лапчевич, Филип Филипович, Здравко Тодорович, 

Неделько Кошанин и другие. Борба перестала публиковаться в июле 1914 года в связи с 

началом Первой мировой войны. Всего было выпущено 85 номеров. Название Борба было 

дано в честь предыдущей газеты Борба, информационного бюллетеня социалистической 

группы Миты Ценича, которая выходила с января 1882 года по сентябрь 1883 года. Газета 

с таким же названием была издана в феврале 1922 г. группой коммунистов и членов Ком-

мунистической партии Югославии, но в январе 1929 г. была запрещена. Эта газета была 

возобновлена в октябре 1941 г. как орган КПЮ, а после Второй мировой войны, с 1954 г., 

как орган Союза коммунистов Югославии (СКЮ) [Hronologija radničkog pokreta i SKJ, 1980; 

Група аутора, 1981]. Об имперской России часто писали как о завоевательной: «С завоева-

тельными стремлениями капиталистических государств, и в первую очередь Австро-Вен-

грии и России, Сербии и другим балканским государствам приходится считаться не только 

при заключении торговых договоров, но всегда и постоянно. Подвергаясь постоянной опас-

ности, они должны вести непрерывную борьбу за сохранение своей независимости и сво-

бодного экономического развития» [Борба, 2 књига, 15]. Они поддержали революцию 

                                                 
32  Serb National Federation, Српски народни савез,  History of the Serb National Federation: 

https://web.archive.org/web/20140517134051/http://www.snflife.org/History.asp 

Српска дијаспора, Интернет новине сербске, Од Балканских ратова до Солунског фронта: 

https://web.archive.org/web/20140517115908/http://www.srpskadijaspora.info/vest.asp?id=10265 

Србобран. Архива: https://претражива.срб/преглед/србобран  



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
609 

1905 года и очень резко писали о российском правительстве. Описывая подавлении рево-

люции, журналисты Борьбы также подчёркивали неправдивые данные: «В этом отношении 

она была кровожадна и дика, она не хотела знать ни о каких чувствах человечности. Та же 

армия, которая была разбита японцами в Маньчжурии, была послана бюрократией сразу 

после войны сжигать и разрушать деревни, бомбардировать города, убивать женщин и де-

тей только для того, чтобы подавить революцию» [Борба, 6 књига, 16]. 

Главным редактором Илустрованој ратној кроници 33 был доктор Каменко Суботич, 

а издателем – Книжарница Светозар Ф. Огнянович из Нови-Сада. Журнал печатался в ти-

пографии акционерного общества Браник в Нови-Саде. Цель состояла в том, чтобы увеко-

вечить освобождение сербских земель и дать напутствие новым поколениям, что они 

должны сражаться за Сербию. Журнал содержал большое количество фотографий солдат и 

полей сражений с войны. Были и военные карты, патриотические песни и рассказы, описа-

ния освобождённых мест. Выходил журнал раз в неделю. 

Газета Правда изначально была органом прогрессивной молодёжи. Владельцами 

были Павле Маринкович и братья Манойло и Дамьян Сокичи, а редактором был Йован 

Адамович. После Первой мировой войны она перестала поддерживать политические пар-

тии и старалась быть объективной. Главные новости были внутриполитическими и из-за 

рубежа, но в ней была и рубрика о культуре.  Помимо основных газет, с 1906 года издаётся 

несколько специальных выпусков. С 1916 по 1918 год Правда издавалась в Салониках. С 

октября 1918 г. газета снова печаталась в Белграде 34. 

Газета Пијемонт (рус. Пьемонт) под руководством владельца и редактора Любомира 

С. Йовановича была оппозицией правительству. После его смерти владельцем стал Бранко 

Божович. С 1911 по 1915 годы сменилось много редакторов газет. В 1913 году к Пьемонту 

присоединился журнал Нова стража. Идея, которую они пропагандировали, – объедине-

ние всех южных славян, в том числе и в Болгарии. Чтобы объединиться в Балканскую фе-

дерацию, нужно было объединить людей вокруг государства, религии, армии и экономики. 

Газета издавалась в Белграде, в типографии Пьемонта. За ними стояла организация Чёрная 

рука, с 1903 по 1917 годы игравшая очень важную роль в политической жизни Сербии. Ста-

тьи были идейными, они призывали к действию, к борьбе за свободу и объединение сербов. 

Помимо политических и культурных тем, они также занимались собственно литературой. 

Интересно, что газета объективно писала о России, они никогда не вызывали эмоций в сто-

рону России. Хотя журналисты были русофилами, в их газетах этого невозможно заметить. 

Они попытались профессионально проанализировать отношения между европейскими 

государствами и их влияние на Балканском полуострове. «...Министр иностранных дел 

России Сазонов зачитает в Думе изложение внешней политики России в период балкан-

ского кризиса. (...) Сазонов объяснит, что Россия сделала на Балканах всё, что могла. Если 

ей многое не удалось, это не её вина» [Пијемонт, 307]. 

Нови покрет 35 представляла собой специфическую газету. Владельцем был извест-

ный сербский писатель Радое Доманович, который изначально принадлежал к группе неза-

висимых радикалов, но открыто выступал против правительства и оппозиции во времена 

династии Обреновичей. После 1903 года он поддерживал заговорщиков против Обреновича 

и работал в министерстве, однако его несгибаемый характер никому не удалось сломить. В 

газете он спорил с правящими радикалами и оппозиционными независимыми радикалами. 

Своими статьями он пытался указать на плохое управление политическими партиями, но 

не встретил одобрения читателей. Понимая, что он не может бороться против политической 

системы в одиночку, он закрыл газету в 1907 году [Vučenov, 1959]. Его отношение к России 

было специфическим. Он не поддерживал российское правительство, но также был против 

                                                 
33 Иллюстрированная военная хроника. 
34 Периодика, Правда: https://www.digitalna.nb.rs/view/URN:NB:RS:SD _297E5B2BA5B6B1AB05C31088275D9858 
35 «Нови покрет» (серб.) – «Новое движение». 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  610 

революции и террористических методов против правительства. Он поддерживал и даже 

осуждал внешнюю политику России в одной статье. «Русская политика, т. е. немцы, кото-

рые при русском дворе имеют решающее влияние на российскую внешнюю политику, ещё 

не может быть отделена от Германии и Австрии. Точно так же Извольский хотел бы под-

твердить союзнические отношения с Францией, но также сохранить добрую дружбу с Гер-

манией, и даже самый обычный ум мог понять, что всякая более тесная дружба между Рос-

сией и Германией предпринимается во Франции с величайшим недоверием и обидой. По-

этому то, что Извольский после неудачной миссии в Париже заехал в Берлин и совершил 

там официальный визит, не является особым проявлением мудрости. Если дело касается 

займа, то французы ему простят, но если дело касается и каких-то политических дел, то 

такой визит может послужить лишь отчуждению Франции от России» [Нови покрет, 30]. 

Самоуправа (Самоуправление) был информационным бюллетенем Радикальной пар-

тии. Газета была основана в 1881 году. Первым редактором был Милутин Маркович. Вна-

чале она выходила по вторникам, четвергам и субботам, а с 1903 г. стала выходить еже-

дневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Помимо политических статей, Самоуправа 

также интересовалась наукой и литературой. Но главной темой была политика, а именно 

критика государственной политики Милана, а позже и Александра Обреновича. Поэтому 

газету часто запрещали. Она выходила в Белграде до 1914 г., затем была переведена в Ниш, 

а в 1915 г. перестала выходить из-за оккупации Австро-Венгрии. В 1918 году типография 

вернулась в Белград. Члены Радикальной партии всегда смотрели на Россию как на серб-

ского защитника, поэтому Самоуправа до 1918 года имела пророссийскую направленность. 

Ещё в 1882 году эта газета писала: «...Россия как естественная защитница славянских пле-

мён... (...) Россия выступает теперь не только как защитница славянской независимости, но 

и как освободительное господство и глава племён и образования славян над западными пле-

менами и образованием» [Самоуправа, 109]. 

Цариградски гласник был сербским журналом в Османской империи. Появился он в 

январе 1895 г. и, благодаря качественным статьям и профессионализму, быстро нашёл от-

клик у читателей. Из-за цензуры в Османской империи Цариградски гласник не освещал 

проблемы в Македонии, нападения албанцев на деревни и города, очень мало писал об 

убийстве русского консула в 1903 году. Однако новости о визитах посла Сербии в Россию 

и обратно в Стамбул были очень частыми. Цариградски гласник подробно писал о русско-

японской войне, а также международной политике в начале нового века. Журналисты в 

своих статьях старались дистанцироваться от сближения с Сербией и Россией, однако в ре-

портажах просматривается стремление к освобождению сербского народа на Балканском 

полуострове, который ещё находился под властью турок. Первым владельцем журнала был 

Никодим Савич, серб из города Печ, получивший образование в Италии, а журналистский 

опыт – в Белграде. Он переводил новости с итальянского, греческого и немецкого языков. 

После его смерти в 1897 году владельцем стал Коста Крупчевич. Копии журнала отправля-

лись в Салоники, Скопье, Призрен, Плевлю, Беране, Печ, Белград, Ниш, Обреновац, Леско-

вац, Вранье и др. Иногда выходили приложения к отдельным номерам журнала. В октябре 

1909 года Цариградски гласник перестал издаваться, как объявили, по техническим причи-

нам, однако одной из реальных причин может быть то, что в Скопье появилась газета Вар-

дар – орган сербской народной организации [Миланович, 2012, с. 134–135], которая от-

крыто пропагандировала объединение сербского народа и освобождение сербских террито-

рий в Македонии. Цариградски гласник был хранителем сербской национальной идентич-

ности, языка и культуры в Османской империи и пытался объединить сербов в довольно 

неспокойное время начала ХХ века [Чолић, 2018]. Журналисты газеты с радостью писали о 

встречах британского короля и российского императора, о встрече французских и россий-

ских политиков. Они знали, что сербский народ сможет обрести свободу только в союзе с 

Россией, Великобританией и Францией. В июне 1909 года политики двух стран встретились 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
611 

в Лондоне. Между прочим, Цариградски гласник писал: «Вся сознательная и патриотиче-

ская Англия протягивает руку России. Враги России в Англии теперь являются лишь рево-

люционерами-теоретиками. Встреча русского императора с немецким ничего не изменила 

в дружеском расположении англичан к России и императору» [Цариградски гласник, 27]. 

Радничке новине 36 была органом социалистического движения в Сербии, позже ком-

мунистического движения в Югославии. Владельцем был Милош Обрадович, а главным 

редактором был Драголюб Миросавлевич, чья типография в Белграде печатала газету. Ди-

митрий Туцович редактировал газету с 1902 года в составе Социал-демократической пар-

тии и Главного рабочего союза. Это была левая газета, в которой публиковались статьи 

Ленина и других коммунистов. Известными редакторами до 1915 года были Васа Пелагич, 

Йован Скерлич, Живоин Балуджич и Драгиша Лапчевич. В период 1903–1914 гг. Королев-

ство Сербия предоставило свободу печати для работы Радничке новине, которая беспрепят-

ственно писала о создании других государств на сербских этнических территориях, образо-

вании Балканской федерации и пропагандировала статьи русских коммунистов, которые 

открыто выступали против Российской империи. Она выходила три раза в неделю [Ки-

сић/Булатовић, 1996, с. 131]. Перед началом Первой мировой войны, после двух лет осво-

бодительной борьбы за освобождение сербских территорий в Первой и Второй Балканских 

войнах, Радничке новине обвиняли Россию в её царизме, расчленении Балканского полу-

острова и даже защите сербских интересов в Албании: «При правительстве Обреновича 

Сербия была провинцией Австрии, при режиме Двадцать девятого мая – губернией России. 

Каждый важный акт нашей внешней и внутренней политики должен поступать на одобре-

ние в высшую инстанцию в Петрограде; в самые судьбоносные моменты нашей истории, 

как, например, в Албанской экспедиции, мы были лишь слепым орудием русского царизма. 

(...) Эти демократы не вспомнили о протесте против русского царизма в Сербии, когда, к 

нашему стыду, царские сыщики наложили грязные лапы на русского революционера Бес-

селя и вопреки всем законам и международным обычаям увезли его в Россию на виселицу. 

У них также не было ни единого слова осуждения русского царизма, который когда-то по-

мог Австрии. Русский царизм нельзя терпеть, даже если он вместе с Австрией вырабатывает 

тайные планы по разделу Балкан. Мы терпеть не можем даже тогда, когда использует бал-

канские народы как козырную карту в своей империалистической политике и в отношениях 

с великими державами. Он жесток, даже когда своими тайными советами и поддержкой 

толкает нас на бессмысленное приключение, подобное албанскому» [Радничке новине, 127]. 

Главным редактором Српско коло был Буде Будисавлевич. С 1912 года редакторы ча-

сто менялись. Журнал выходил еженедельно и имел совместную с газетой Србобран редак-

цию. В первые несколько лет Српско коло больше занимался литературой и вопросами здра-

воохранения, однако с начала ХХ века основными темами стали политические. Помимо но-

востей из Венгрии, Српско коло следил за международной политической обстановкой и 

очень подробно писал о русско-японской войне, аннексии Боснии и Герцеговины и других 

кризисах. Журналисты в своих статьях выступали за объединение с Сербией при помощи 

России. Они часто писали о России, причём не только на политические темы, но и перево-

дили статьи из русской истории. Из-за своих просербских и пророссийских взглядов Српско 

коло столкнулся с венгерской цензурой и часто публиковался с пустыми страницами [Ки-

сић/Булатовић, 1996, 149–150]. В каждом номере у них были короткометражки о России. В 

1910 году они писали об истории России. Они очень активно следили за русско-японской 

войной и с большим оптимизмом писали о будущей победе России. Только в одном номере 

половина всех статей была о России: «Двадцать шесть лет назад Россия и могущественная 

Турецкая империя вступили в священную войну за свободу, в результате которой возникло 

сегодняшнее свободное княжество Болгария. В то же время наше тогдашнее Княжество 

Сербия также находилось в состоянии войны с Турцией, которая после войны расширялась 

                                                 
36 «Радничке новине» (серб.) – «Рабочая газета». 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  612 

и приобретала новые территории и называла себя королевством, а также расширялось Кня-

жество Черногория. Эта война прославила русское оружие повсюду, и, если бы не было 

врагов России: англичан, немцев и других, сегодня православный русский крест сиял бы на 

бывшем святом храме в Константинополе, нынешней турецкой Константинопольской ме-

чети Святой Софии. Это была страшная война, которая стоила России миллионов денег, 

тысяч и тысяч русских жизней, но она все равно победила. В то время повсюду, где живут 

сербы, звучала песня о победах русских. «Вокруг Плевны и Софии» пели повсюду, наряду 

с другими песнями. В то время говорили обо всех знаменитых русских полководцах, но 

больше всего о знаменитом генерале Михаиле Дмитриевиче Скобелеве» [Српско коло, 6]. 

В том же номере журнала они писали о Русско-японской войне. Одним из заголовков был 

«Русский героизм», другим – «Враги о России», где среди прочего говорилось: «Русские 

сообщают только правду, поэтому, когда приходят новости, тогда вражеские газеты застав-

ляют себя лгать, но на следующий день они снова создают новую ложь, и так изо дня в 

день» [Српско коло, 6]. 

Журнал Дубровник издавался с 1892 по 1914 и с 1937 по 1941 годы. Он принадлежал 

Стеву Врчевичу. С 1895 года пост главного редактора занял Антун Фабрис, известный серб-

ский журналист из Дубровника. Идея создания газеты была продолжением бывших дубров-

ницких газет Гуштерица и Глас дубровачки. Газеты издавались в Дубровнике, Бока-Котор-

ской и Боснии и Герцеговине. Все, что написано о Сербии, Черногории, Боснии и Герцего-

вине, Старой Сербии и Македонии, отнесено в специальную графу «Сербские страны». 

Дубровник отстаивал идею религиозной терпимости, учитывая, что сербы также являются 

православными, католиками и мусульманами. Интересно, что он был популярен среди 

сербских мусульман. У них была регулярная колонка о попытках хорватов присвоить Дуб-

ровник и дубровницкую литературу на сербском побережье. Власти Австро-Венгрии часто 

запрещали газеты из-за их просербских текстов. Газета была органом Сербской партии и 

открыто представляла сербские политические интересы. Они были образцом для многих 

сербских газет на Адриатическом побережье [Митровић,1992; Ракић, 2007, с. 98–115]. О 

России писали с большой любовью, не скрывая этого. Журналисты надеялись, что Россия 

поможет балканским народам и их объединению в единое государство. В статье «Дикая 

Россия и приручённая Европа» журналисты восторженно писали об открытии железной до-

роги вокруг Байкала. Рассказывая о великолепном предпринимательстве русского хозяй-

ства, они лицемерно смотрели на Западную Европу: «Миллионы бегут на всемирные вы-

ставки, чтобы посмотреть, на что способны ум и труд; но вряд ли даже самая крупная вы-

ставка покажет величие человеческих достижений, как церемония на Байкале. И все же не-

многие туда пойдут. Вечно голодная европейская пресса едва ли заметит окончание этого 

произведения мирового значения, а если и заметит, то приправит свой голос ядовитой жёл-

чью непреодолимой ненависти и зависти. (...) Европа устаёт от самой мысли, где молодые 

и многочисленные поколения найдут свой хлеб и деньги, а Россия открывает неисчерпае-

мую житницу, огромное поле заработка. Европа отказывается от этого и настолько, что она 

ещё не наложила преступную руку на надежду мира, не разрушила её с нуля, а именно по-

этому совершила самое ужасное предательство, проявила самую подлую неблагодарность, 

потому что ответственность за японскую войну падает на прирученную и культурную Ев-

ропу. Эгоистичные и постыдные спекуляции европейских политиков смогли ввести народ 

в заблуждение, лицемерно расспрашивая его фразами о культуре и правах народа. Она по-

казала им Японию как территорию образования и свободы, Россию – как рассадник отста-

лости и варварства» [Dubrovnik, 35]. 

В девяностых годах XIX века в сербской публицистике произошёл определённый пе-

релом. До этого времени сербская пресса была окрашена исключительно партийными 

«красками» или откровенно поддерживала правящую династию. В конце века стали появ-

ляться газеты, адресованные более широкому кругу читателей, не только своим однопар-

тийцам. Журналисты стали писать о ежедневных внутренних и международных событиях 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
613 

и социальных проблемах. Цель состояла в том, чтобы сделать прессу беспристрастной и 

информативной, которая в основном обращает внимание на более широкую аудиторию, де-

лая репортажи и анализ политических событий и рассказывая о других интересных делах. 

В начале ХХ века партийные газеты утратили прежнее влияние. Таким образом, из доктри-

нального исключительно партийного органа газета превратилась в политический бюлле-

тень, рассматривавший более широкую картину событий, чем её узкопартийные предше-

ственники.  

Новые газеты, которые начали появляться в начале века, были сосредоточены больше 

на новостях, чем на политических идеях, больше на интересных фактах, чем на полемике, 

и они больше заботились о читателях, чем о политических сторонниках. Эта тенденция про-

явилась в западной прессе и отразилась в сербской журналистике. Модернизация печати 

была очень важна, что привело к выпуску новых газет, увеличению политических форматов 

и появлению иллюстраций, совершенствованию отчётов и анализа событий. Если до конца 

XIX века газеты читал в большинстве случаев образованный и состоятельный слой граждан, 

то в начале ХХ века пресса своим содержанием и стилем письма приобрела более широкую 

читательскую аудиторию. Некоторые газеты печатались тиражом 12–15 000 экземпляров, 

что для того времени было чрезвычайно много. Сербские газеты читались среди сербов в 

Венгрии, Хорватии, Боснии, Черногории и Османской империи; газеты также поступали в 

Сербию из этих регионов. 

Заключение 

Политические изменения 1903 г. способствовали развитию прессы в Сербии, и коли-

чество газет увеличилось. Для современного исторического исследования интересен ин-

формационный потенциал таких газет, как Браник, Застава, Цариградски гласник, Правда 

и Мали журнал.  

Политическая борьба в Сербии перед выборами всегда вызывала ожесточённую про-

паганду, создавая большое количество местных газет, которые существовали в течение ме-

сяца или двух и прекращали выходить после проверки политических мандатов. Однако по-

явление свободы печати в 1903 году дало новую жизнь сербской журналистике, и большин-

ство политических партий в Сербии и на всем Балканском полуострове руководствовались 

одной и той же идеей – объединением всех сербов в одно государство. Политические пар-

тии и беспартийные люди знали, что им нужно найти союзника в реализации этой идеи. 

Древняя связь сербского народа с Россией не принесла в начале ХХ века ничего нового. Все 

взгляды сербского народа были обращены на восток, и сербская пресса, хотя и стремясь 

быть объективной, присоединялась к российской стороне, с большим вниманием следила 

за русско-японской войной, подписанием различных международных договоров между 

Россией и другими великими державами. Их интересовали события Первой революции 

1905–1907 гг., и они рассчитывали на поддержку русского императора. Новости из России 

воспринимались сербскими читателями с большим вниманием. 

Список источников 

Застава, Пешта, Број 1, Година 1, 09. 02. 1866. године 

Браник, Број 1, Нови Сад, 5. (17.) октобра 1885. године 

Браник, Број 37, Нови Сад, 19. фебруара (4. марта) 1909. године 

Застава, Број 122, Нови Сад, 1. (14. јуна) 1913. године 

Мали Журнал, Број 291, Београд, 16. октобра 1908. године 

Мале Новине, Број 101, Београд, 16. априла 1903. године 

Американски Србобран, Број 8, Питсбург, 23. фебруар (8. март) 1906. године 

Американски Србобран, Број 7, Питсбург, 16. фебруара (1. март) 1906. године 

Борба, 2 књига, Број 15, Београд, 1. август 1910. године 

Борба, 6 књига, Број 16, Београд, 16. август 1912. године 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  614 

Пијемонт, Број 307, Београд, 7. новембра 1913. године 

Нови покрет, Број 30, Београд, 17. октобра 1906. године 

Самоуправа, Број 109, Београд, 24. јула 1882. године 

Цариградски гласник, Број 27, Цариград, 26. јуна 1909. године 

Радничке новине, Број 127, Београд, 2. јуна 1914. године 

Српско коло, Број 6, Загреб, 1. (14.) марта 1904. године 

Dubrovnik, Broj 35, Dubrovnik, 28. avgusta 1904. godine 

Список литературы 

Аврамовић M. 1992. Два века српског новинарства. Институт за новинарство. Београд: 224–308. 

Бикицки М. 1993. Прилози за историју српске периодике, Библиотека Матице српске, 113 с. 

Група аутора, 1981. Димитрије Туцовић и социјалистички покрет у Србији: 1881–1914. Београд, 

Историјски музеј Србије, 30 с. 

Енциклопедија Новог Сада. 1997. Књига 8 Еди-Зур. Нови Сад, Новосадски клуб, 347 с. 

Иконић И. 2015. Српска хумористичко-сатиричка периодика друге половине XIX и почетка XX века. 

Doktorske disertacije. Vojvođanska akademija nauka i umetnosti ; ǂknj. ǂ14, Нови Сад: 16. 

Јанковић Д. 1997. Рађање парламентарне демократије, политичке странке у Србији XIX века. 

Београд, Правни факултет, 454 с. 

Кисић М. 1996. Булатовић Б. Српска штампа 1768−1995. Историјско-библиографски преглед. 

Београд, Медија центар, 513 с. 

Крестић В. 1980. Историја српске штампе у Угарској 1791–1914. Историски часопис: орган 

Историског института САН. Нови Сад, Матица српска; Одељење за друштвене науке: 281–288. 

Мале Новине, Архива. – URL: https://претражива.срб/преглед/мале-новине 

Милановић Ј. 2012. Успомене – Делфа Иванић. Београд, Институт за савремену историју, 350 с. 

Милисавац Ж. 1986. Историја Матице српске, Време националног буђења и културног препорода 

1826–1864, део 1. Матица српска, Нови Сад: 45–82. 

Митровић Ј. 1992. Српство Дубровника. Београд, Српска књижевна задруга : Завод за уџбенике и 

наставна средства, 303 с. 

Митровић, Ј.Д. 1984. Грађа за историју и билиографију српске периодике до 1920. године. Београд, 

Просвета, 138 с. 

Паланчанин С. 1986. Револуционарна и ратна штампа 1871‒1945. Каталог Библиотеке Матице 

српске, Нови Сад: 5‒7. 

Периодика, Правда. - – URL: 

https://www.digitalna.nb.rs/view/URN:NB:RS:SD_297E5B2BA5B6B1AB05C31088275D9858 

Попов Д. 1982. Српска штампа у Угарској у време Првог светског рата – Зборник за историју Матице 

српске, 26, Матица српска. Нови Сад: 149–167.  

Попов Д. 1994. Српска штампа у Румунији. Темишварски зборник, 1, Матица српска: 181–187. 

Поповић Б. 1977. „Књижевни листови” – Грчевић, Фрањо (прир.), Критички радови Богдана 

Поповића. Матица српска. Београд, Институт за књижевност и уметност. Нови Сад: 124–152. 

Ракић Т. 2007. Покрет Срба католика и српски покрет у Дубровнику крајем XIX века. Српско питање 

и србистика: зборник радова [са научног скупа Српско питање и србистика, одржаног у Новом 

Саду, 23. и 24. новембра 2007]. 1, Реферати и саопштења: 98–115. 

Рошуљ Ж. 2014. Жанрови у српској шаљивој периодици (1830–1918). Час описа часописа. 6. Нови 

Сад, Матица српска, Београд: Институт за књижевност и уметност. Речи: часопис за језик, 

књижевност и културолошке студије. Год. 7, бр. 1: 295–297. 

Симић М. 1984. Лист „Политика“ и јавно мњење Србије од 1904. до 1915. године. Докторска 

дисертација, ментор др Чедомир Попов, Нови Сад, 188 с. 

Скерлић Ј. 1911, Историјски преглед српске штампе, 1791−1911. Београд: Српско новинарско 

удружење. 81 с. 

Србобран, Архива. – URL: https://претражива.срб/преглед/србобран 

Српска дијаспора, Интернет новине сербске, Од Балканских ратова до Солунског фронта/ – URL: 

https://web.archive.org/web/20140517115908/http://www.srpskadijaspora.info/vest.asp?id=10265 

Стојановић М. 2022. Историја српско-руских политичких односа од XVIII века до данас. Нови Сад, 

Архив Војводине, 415 s. 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
615 

Чолић Љ. 2018. Цариградски гласник : светилник српства у вековној тами. Београд, Завод за 

уџбенике, 443 с. 

Serb National Federation, Српски народни савез, History of the Serb National Federation:/ – URL: 

https://web.archive.org/web/20140517134051/http://www.snflife.org/History.asp 

Chronology of the Labor Movement and SKJ: 1919–1979. 1980. Volume 1, 1919–1941. Belgrade, Narodna 

knjiga: Institute for Contemporary History, 342 s. 

Eko U. Open Work. 1965. Sarajevo, 352 s. 

Eror G. 2001. "On the Concept of Literary Hypertext". Literary History, Vol. 33, no. 113/115: 5–38. 

Nikolić M. 2014. Remembrance of the Serbian Press on the First World War. Dnevni list Politika. 

Proceedings of the Faculty of Dramatic Arts, 25/26, Belgrade: 253–274. 

Vučenov D. Radoje Domanović: Life, Age and Genesis of Works. Belgrade, Rad, 1959, 520 s. 

References 

Avramović M. 1992. Two Centuries of Serbian Journalism – Institute for Journalism. Belgrade: 224–308. 

Bikicki M. 1993. Contributions to the History of Serbian Periodicals, Matica srpska Library, 113 s. 

Group of Authors, 1981. Dimitrije Tucović and the Socialist Movement in Serbia: 1881–1914. Belgrade, 

Historical Museum of Serbia, 30 s. 

Encyclopedia of Novi Sad. 1997. Book 8 Edi-Zur. Novi Sad, Novi Sad club, 347 s. 

Ikonić I. 2015. Serbian Humorous and Satirical Periodicals of the Second Half of the 19th and Early 20th 

Centuries, Doctoral Dissertations. Vojvodina Academy of Sciences and Arts; ǂknj. ǂ14, Novi Sad: 16. 

Janković D. 1997. The Birth of Parliamentary Democracy, Political Parties in Serbia in the 19th Century. 

Belgrade, Faculty of Law, 454 s. 

Kisić M. 1996. Bulatović B. Serbian Press 1768−1995. Historical and Bibliographic Review. Belgrade, 

Media Center, 513 s. 

Krestić V. 1980. History of the Serbian Press in Hungary 1791–1914. Historical Magazine: Organ of the 

Historical Institute SAN. Novi Sad: Matica srpska; Department of Social Sciences: 281–288. 

Small Newspapers, Archives. – URL: https://претражива.срб/преглед/мале-новине 

Milanović J. 2012. Memories – Delfa Ivanić. Belgrade: Institute for Contemporary History, 350 s. 

Milisavac Z. 1986. History of Matica Srpska, Time of National Awakening and Cultural Revival  

1826–1864, Part 1, Matica Srpska, Novi Sad: 45–82. 

Mitrović J. 1992. Srpstvo Dubrovnika. Belgrade, Serbian Literary Cooperative: Institute for Textbooks and 

Teaching Aids, 303 s. 

Mitrović, J. D. 1984. Materials for the History and Bibliography of Serbian Periodicals Until 1920. 

Belgrade, Prosveta, 138 s. 

Palančanin S. 1986. Revolutionary and Wartime Press 1871‒1945. Catalog of the Matica Srpska Library. 

Novi Sad: 5‒7. 

Periodicals, Pravda. – URL: 

https://www.digitalna.nb.rs/view/URN:NB:RS:SD_297E5B2BA5B6B1AB05C31088275D9858 

Popov D. 1982. Serbian Press in Hungary During the First World War. Collection of the History of Matica 

srpska, 26, Matica srpska. Novi Sad: 149–167. 

Popov D. 1994. Serbian Press in Romania. Timişvarski zbornik, 1, Matica srpska: 181–187. 

Popović B. 1977. "Literary Papers". Grčević, Franjo (ed.), Critical Works of Bogdan Popović. Matica 

srpska, Belgrade, Institute for Literature and Art, Novi Sad: 124–152. 

Rakić T. 2007. The Movement of Catholic Serbs and the Serbian Movement in Dubrovnik at the End of 

the 19th Century. The Serbian Question and Serbian Studies: Collection of Papers [from the 

Scientific Conference on the Serbian Question and Serbian Studies, Held in Novi Sad on November 

23 and 24, 2007]. 1, Reports and Announcements: 98–115. 

Rosulj Z. 2014. Genres in Serbian Humorous Periodicals (1830–1918). Class of Magazine Description. 6. 

Novi Sad: Matica srpska, Belgrade: Institute for Literature and Art – Reči: Journal for Language, 

Literature and Cultural Studies. Year 7, no. 1: 295–297. 

Simić M. 1984. "Politika" Newspaper and Public Opinion in Serbia from 1904 to 1915. Doctoral 

Dissertation, Mentor Dr. Čedomir Popov, Novi Sad, 188 s. 

Skerlić J. 1911. Historical Review of the Serbian Press, 1791−1911. Belgrade: Serbian Journalist 

Association, 81 s. 

Srbobran, Archive. – URL: https://претражива.срб/преглед/србобран 



 Via in tempore. История. Политология. 2024. Т. 51, № 3 (598–616) 

 Via in tempore. History and political science. 2024. Vol. 51, No. 3 (598–616) 

 

 
  616 

Serbian Diaspora, Serbian Internet Newspaper, from the Balkan Wars to the Thessaloniki Front. – URL: 

https://web.archive.org/web/20140517115908/http://www.srpskadijaspora.info/vest.asp?id=10265 

Stojanović M. 2022. History of Serbian-Russian Political Relations from the 18th Century to the Present, 

Novi Sad, Archives of Vojvodina, 415 s. 

Colić Lj. 2018. Constantinople Gazetteer: the Beacon of Serbia in the Darkness of the Ages. Belgrade, 

Zavod za zudznike, 443 s. 

Serb National Federation, Српски народни савез, History of the Serb National Federation:/ – URL: 

https://web.archive.org/web/20140517134051/http://www.snflife.org/History.asp 

Chronology of the Labor Movement and SKJ: 1919–1979. 1980. Volume 1, 1919–1941. Belgrade, Narodna 

knjiga: Institute for Contemporary History, 342 s. 

Eko U. Open Work. 1965. Sarajevo, 352 s. 

Eror G. 2001. "On the Concept of Literary Hypertext". Literary History, Vol. 33, no. 113/115: 5–38. 

Nikolić M. 2014. Remembrance of the Serbian Press on the First World War. Dnevni list Politika. 

Proceedings of the Faculty of Dramatic Arts, 25/26, Belgrade: 253–274. 

Vučenov D. Radoje Domanović: Life, Age and Genesis of Works. Belgrade, Rad, 1959, 520 s. 

 

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. 

Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported. 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR 

 

Стоянович Милан, аспирант кафедры истории 

государства и права, Тульский государствен-

ный университет, г. Тула, Россия 

 ORCID: 0009-0002-2343-172X 

 

 

Stojanovic Milan, Postgraduate Student of the De-

partment of History of State and Law, Tula State Uni-

versity, Tula, Russia 

 

 

 

Поступила в редакцию 28.12.2023 

Поступила после рецензирования 11.03.2024 

Принята к публикации 14.03.2024 

Received 28.12.2023 

Revised 11.03.2024 

Accepted 14.03.2024 

https://orcid.org/0009-0002-2343-172X
https://orcid.org/0009-0002-2343-172X

