Александрия в ранневизантийское время: общественные волнения и конфликты

Авторы

  • Мария Александровна Руднева Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-3-518-524

Ключевые слова:

Поздняя античность, ранняя Византия, Александрия Египетская, волнения, конфликты

Аннотация

Статья посвящена изучению роли общественных волнений и конфликтов в истории Александрии в ранневизантийское время. Город являлся одним из ключевых центров региона, играл важную роль в политической, социально-экономической и культурной жизни империи. Нестабильность внутреннего положения была характерна и в предшествующие столетия существования города, однако в ранневизантийское время волнения и конфликты стали
происходить чаще. Это было связано как с внутренними процессами – неравномерностью социально-экономического развития, борьбой за гегемонию в городе между этно-конфессиональными группами иудеев, язычников и христиан, противоборством в политике, так и с внешними факторами – политической нестабильностью в империи, религиозными разногласиями, внешними угрозами. Таким образом, можно сделать вывод, что волнения и конфликты в Александрии являются ярким проявлением противоречий ранневизантийского времени.

Биография автора

Мария Александровна Руднева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ассистент кафедры всеобщей истории историко-филологического факультета Педагогического
института Белгородского государственного национального исследовательского университета,

г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Ващева И.Ю. 2013. Феномен «Церковных историй» в эпоху Поздней античности. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Нижний Новгород, 789.

Ведешкин М.А. 2014. Языческая оппозиция христианизации Римской империи: IV–VI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 316.

Кириллов В.М. 2016. Захария Митиленский о событиях 457 г. в Александрии. Классическая и византийская традиция. 2016. Материалы Х научной конференции. Белгород, 101–105.

Кулаковский Ю.А. 2003. История Византии. В 3-х томах. 3-е изд. Том 1. 395–518 годы. Санкт-Петербург, Алетейя, 496.

Лященко Т., свящ. 1913. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский. Его жизнь и деятельность. Киев, 547.

Сидоров А.И. 2000. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения. Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. Кн. 1. Москва, Паломник, 735.

Сидоров А.И. 2013. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 3: Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. Москва, Сибирская Благозвонница, 732.

Barnes T.D. 2012. Review of Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. The Transformation of the Classical Heritage, 46. The Catholic Historical Review. 98: 86–87.

Dzielska M. 1996. Hypatia of Alexandria. Cambridge, MA, London, 176.

Haas C. 1997. Alexandria in Late Antiquity: topography and social conflict. Baltimore; London, Johns Hopkins University press, 494.

Haas C. 2010. Alexandria Lost? Cleopatra and the End of the Hellenistic World. Franklin Institute and the University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology. Philadelphia. URL: https://villanova.academia.edu/ChristopherHaas (дата обращения: 01.04.2020) (access date: 18.04.2020).

Hahn J. 2008. The Conversion of the Cult Statues. The Destruction of the Serapeion 392 A. D. From Temple to Church. Religions in the Graeco-Roman World, 161. Leiden, 335–366.

Kristensen T. 2009. Religious Conflict in Late Antique Alexandria: Christian Responses to «Pagan» Statues in the Fourth and Fifth Centuries CE. Alexandria. A Cultural and Religious Melting Pot. G. Hinge and J.A. Krasilnikoff (eds.). Aarhus, Aarhus University Press, 158–173.

Lacombrade С. 1994. Hypatia. Real lexikon für Antike und Christentum [Hypatia. Real Encyclopedia for Antiquity and Christianity. Volume 16]. Band 16. Stuttgart, 956–967 (in German).

Łukaszewicz A. 2013. Lecture Halls at Kom el-Dikka in Alexandria. Divine men and women in the history and society of late Hellenism. Cracow, 101–112.

McDonald W. 2009. Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. By Christopher Haas. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1997. 494 p. Church History: Studies in Christianity and Culture, 67(1). Cambridge: Cambridge University Press: 116–117.

McKenzie J. 2007. The Architecture of Alexandria and Egypt 300 B. C. to A. D. 700. New Haven; London, 460.

McKenzie J.S., Gibson S., Reyes A.T. 2004. Reconstructing the Serapeum in Alexandria from the Archaeological Evidence. The Journal of Roman Studies. Vol. 94: 73–121.

Ronchey S. 2001. Hypatia the Intellectual. Au. Fraschetti (eds.). Roman Women. Chicago; London, 160–189, 227–235.

Watts E.J. 2006. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. The Transformation of the Classical Heritage 41. Berkeley; Los Angeles, University of California Press, 302.

Watts E.J. 2010. Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. Berkeley, University of California Press, 290.

Watts E.J. 2017. Hypatia: The Life and Legend of an Ancient Philosopher. New York, Oxford University Press, 224.


Просмотров аннотации: 637

Поделиться

Опубликован

2020-10-13

Как цитировать

Руднева, М. А. (2020). Александрия в ранневизантийское время: общественные волнения и конфликты. Via in Tempore. История. Политология, 47(3), 518-524. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-3-518-524

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории