«Единственное средство к спасению – взять в союзники сыновей Тиндарея»: к вопросу о форме передачи культов героев во время военных действий в VI–V вв. до н. э.

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-13-20

Ключевые слова:

эпифании, Эакиды, Диоскуры, культы героев, битва при Сагре, Саламинское сражение

Аннотация

 Античная традиция сохранила ряд свидетельств, когда во время войны полис обращался за помощью к другому полису. Если же тот по каким-то причинам не мог ее предоставить, он отправлял культы своих героев. Однако мы не знаем, в каком именно виде происходила эта передача. Большинство ученых полагают, что герои перевозились в виде неких предметов. Профессор Гарвардского университета Грегори Надь, рассуждая о культе Эакидов, выдвигает предположение, что передача культов могла подразумевать под собой перевоз к месту битвы людей, которые играли роль героев. В статье рассматривается вопрос, а могут ли в остальных известных нам случаях под героями подразумеваться люди, а не священные предметы? Разумеется, дать однозначного ответа нельзя, как нельзя и пытаться обобщить эти свидетельства. Однако, рассмотрев их подробнее, мы можем допустить, что во всех известных случаях роль героев вполне могла исполняться людьми, поскольку этот пример был известен и использовался в религиозных ритуалах.

Биография автора

София Ринатовна Тимир-Булатова, Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант кафедры истории Древней Греции и Рима, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

 

Библиографические ссылки

Винничук Л. 1988. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., Высшая школа, 416.

Любкер Ф. 1885. Реальный словарь классических древностей. СПб., 726.

Bravo J. 2004. Heroic Epiphanies: Narrative, Visual and Cultic Contexts. In: Illinois Classical Studies. Vol. 29: 63–84.

Castelnuovo L.M. 1995. Pausania e l’invio di coloni spartani a Crotone e a Locri. In: Miscellanea greca e romana. № 19: 95–98.

Compernolle R. 1969. Aiax et les Dioscures au secours des Locriens sur les rives de la Sagra

(ca. 575–565). In: Hommages à Marcel Rénard II. Ed. Jacqueline Bibauw. Bruxelles, 733–766.

Elsner J. 2000. Between Mimesis and Divine Power: Visuality in the Graeco-Roman World. In: Visuality Before and Beyond the Renaissance: Seeing as Others Saw. Ed. R.S. Nelson. Cambridge: 45–69.

Elsner J. 2007. Roman Eyes: Visuality and Subjectivity in Art and Text. Princeton, PUP, 350.

Figueira T. 2012. The Aiakidai, the Herald-less War, and Salamis. In: Donum Natalicium Digitalier Confectum Gregorio Nagy Septuagenraio a Discipulis Collegis Familiaribus Oblatum. Eds. V. Bers, D. Elmer, D. Frame, L. Muellner. Washington, 15. URL: chs.harvard.edu/CHS/article/display/4610 (дата обращения 12.03.2022).

Giangiulio M. 1983. Locri, Sparta, Crotone e le tradizioni leggendarie intorno alia battaglia della Sagra. In: Mélanges de l’école française de Rome. № 95: 473–521.

How W.W., Wells J. 1912. A Commentary on Herodotus. Vol. 1: Books I–IV. Oxford, 451.

Immerwahr H. 1966. Form and Thought in Herodotus. Cleveland, WRU, 211.

Irwin E. 2011. Herodotus and Aeginetan Identity. In: Aegina: Contexts for Choral Lyric Poetry. Myth, History and Identity in the Fifth Century B. C. Ed. D. Fearn. Oxford, New York, OUP, 373–425.

Jameson M.H. 1999. Theoxenia. In: Ancient Greek Hero Cult: Proceedings of the Fifth International Seminar on Ancient Greek Cult, Göteborg University, 21–23 April 1995, Stockholm. Ed. R. Hägg. Stockholm, 52–53.

Jones C. 1999. Kinship Diplomacy in the Ancient World. Cambridge, Harvard University Press, 208.

Kindt J. 2012. Rethinking Greek Religion, Cambridge, New York, CUP, 235.

Nagy G. 1990. Pindar’s Homer: The Lyric Possession of an Epic Past. Baltimore, JHUP, 414.

Nagy G. 2011a. A Second Look at the Poetics of Reenactment in Ode 13 of Bacchylides. In: Archaic and Classical Choral Song: Performance, Politics and Dissemination. Eds. L. Athanassaki, E.L. Bowie. Berlin, 173–206.

Nagy G. 2011b. Asopos and his Multiple Daughters: Traces of Preclassical Epic in the Aeginetan Odes of Pindar. In: Aegina: Contexts for Choral Lyric Poetry. Myth, History, and Identity in the Fifth Century B. C. Ed. D. Fearn. Oxford, UP: 41–78.

Nock A.D. 1972. Essays on Religion and the Ancient World. 2 vols. Ed. Z. Stewart. Oxford, UP, 585–587.

O’Sullivan L. 2020. Epiphanies in Classical and Hellenistic Warfare. In: Religion & Classical Warfare: Archaic and Classical Greece. Pen & Sword Books Limited, 163–196.

Patterson L.E. 2010. Kinship Myth in Ancient Greece. Austin, University of Texas Press, 255.

Petridou G. 2015. Divine Epiphanies in Greek Literature and Culture. Oxford, Oxford University Press, 411.

Platt V. 2018. Double Vision: Epiphanies of the Dioscuri in Classical Antiquity. In: Archiv für Religionsgeschichte 20 (1), March 2018: 229–256.

Pritchett W.K. 1979. The Greek State at War. Part III: Religion. Berkeley, 353.

Pfister F. 1924. Epiphanie. In: R.E. Supplement 4, 277–323.

Rocchi G.D. 2015. The Lokrians and their federal leagues. In: Federalism in Greek Antiquity. Ed. Hans Beck. Cambridge: Cambridge University Press, 179–198.

Salapata G. 1997. Hero Warriors from Corinth and Laconia. In: Hesperia. Vol. 66: 245–260.

Sordi M. 1972. La leggenda dei Dioscuri nella battaglia della Sagra e di Lago Regillo. In: Contributi ist. st. ant. 1: 47–70.


Просмотров аннотации: 72

Поделиться

Опубликован

2023-05-03

Как цитировать

Тимир-Булатова, С. Р. (2023). «Единственное средство к спасению – взять в союзники сыновей Тиндарея»: к вопросу о форме передачи культов героев во время военных действий в VI–V вв. до н. э. Via in Tempore. История. Политология, 50(1), 13-20. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2023-50-1-13-20

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории