«День розы» как пример трансформации языческих праздников в ранневизантийской Газе

Авторы

  • Марина Юрьевна Лопатина Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-36-47

Ключевые слова:

Прокопий Газский, день розы, фестиваль, агапа, маюма, розалии

Аннотация

В данной статье, на основании диалексисов Прокопия Газского, анализируется праздник день розы, который ежегодно проходил в Газе Палестинской. Этот праздник также упоминается в сочинениях Иоанна Газского и Георгия Грамматика. День розы сочетал в себе как языческий фестиваль «маюма», открытый для светской публики, так и празднество в честь христианских мучеников, сопровождавшееся религиозными обрядами. На данном празднике (день розы) проводились конкурсы ораторского мастерства, а также давались пантомимические представления, которые во многом объясняют цель и стиль изложения Прокопием своих диалексисов. Кроме того, на основе отсылок ритора к Платону, рассматривается предположение исследователей об Эросе как предфигурации христианской агапы.

Биография автора

Марина Юрьевна Лопатина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры всеобщей истории,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Афиней. Пир мудрецов. 2003. Книги I–VIII. Пер. Н.Т. Голинкевича. Комм. М.Г. Вит-ковской, А.А. Григорьевой, Е.С. Иванюк, О.Л. Левинской, Б.М. Никольского, И.В. Рыбаковой. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М., Наука, 656.

Афиней. Пир мудрецов. 2010. Книги IX–XV. Пер. и примеч. Н.Т. Голинкевича. М., Наука, 597.

Блаженный Аврелий Августин. 1835. Христианская наука или Основания Священной Герменевтики и Церковного красноречия. Киев, Киево-Печерская лавра, 355.

Abel F.-M. 1931. Gaza au VIe siècle d'après le rheteur Chorikios. Revue Biblique, 40: 5–31.

Allo Ε.Β. 1934. Saint Paul. Premiere epitre aux Corinthiens. Paris, Gabalda, 515.

Belayche Ν. 2007. Des lieux pour le «profane» dans l'Empire tardoantique? Les fêtes entre koinônia sociale et espaces de rivalités religieuses. Antiquité Tardive, 15: 35–46.

Belayche Ν. 2004. Pagan Festivals in the Fourth-Century Gaza. In: Christian Gaza In Late Antiquity. Leiden-Boston, Brill: 5–22.

Belis Α. 1988. Κρούπεζαι, scabellum. Bulletin de Correspondance Hellénique, 112: 323–339.

Brunn Η. 1849. Ippolito. In: Bullettino dell'Instituto di corrispondenza archeologica. Roma, Istituto di Corrispondenza Archeologica: 60–62.

Caimi J. 1985. Arcadio Giovanni Crisostomo e la festa de la Maiuma. Annali Della Facolta Di Giurisprudenza, 20: 49–85.

Chirassi I. 1968. Elementi di culture precereali nei miti e riti greci. Roma, Edizioni dell'Ate-neo, 211.

Chuvin Ρ. 2009. Chronique des derniers paiens. La disparition du paganism dans l'Empire romain, du regne de Constantin a celui de Justinien. Paris, Les Belles Lettres, 378.

Cinque poeti bizantini. Anacreontee dal Barberiniano greco 310 / ed. F. Ciccolella. Alessan-dria, 2000.

Croke Β. 2001. Count Marcellinus and his Chronicle. Oxford: Oxford University Press, 300.

Drexles W. 1886. Maiumas. In: Ausführliches Lexikon der griechischen und rümischen My-thologie. B. II. Leipzig, B. G. Teubner Verlag: 2286–2288.

Gaggiotti Μ. 1990. Il Maїuma: una festa dimenticata. Annali della Facoltà di Lettere e Filosofia, 13: 229–242.

Garelli Μ.-Η. 2007. Danser le mythe: la pantomime et sa reception dans la culture antique. Louvain, Peeters, 511.

Garzya Α. 1998. La prosa retorica greca. In: Storia della civiltà letteraria greca e latina. To-rino, UTET: 426–445.

Gianotti G.F. 1991. Letteratura e spettacoli teatrali in eta imperial. In: Il teatro romano di Trieste. Monumento, storia, funzione. Roma, Istituto svizzero di Roma: 284–329.

Gianotti G.F. 1991. Sulle tracce della pantomima greca: Alcesti tra i danzatori? Dioniso, 61: 121–149.

Glucker C.A.M. 1987. The city if Gaza in the Roman and Byzantine periods. Oxford, BAR International Series, 172.

Hild J.-A. 1919. Rosaria ou Rosalia. Daremberg-Saglio, IV (2): 895.

Jory Ε.J. 2009. The Pantomime Dancer and his Libretto. In: New Directions in Ancient Pan-tomime. Oxford, Oxford University Press: 157–168.

Kokkinia C. 1999. Rosen für die Toten im griechischen Raum und eine neue ροδισμός-Inschrift aus Bithynien. Museum Helveticum, 56: 204–221.

Lambrechts Ρ. 1953. La «resurrection» dΆdonis. AIPhO, 13: 207–240.

Lietzmann Η. 1969. An die Korinther. Tübingen, Mohr, 224.

Lietzmann Η. 1926. Messe und Herrenmahl. Eine Studie zur Geschichte der Liturgie. Bonn, Marcus und Weber, 600.

Listas F.Κ. 1982. Festival Choricius οf Gaza and his Descriptions οf Festivals at Gaza. JӦByz, 32: 427–436.

Miles R. 1999. Actors and Acting. In: Late Antiquity. Α Guide to the Postclassical World. Cambridge, Mass.-London, Harvard University Press: 276–277.

Müller Α. 1909. Das Bühnenwesen in der Zeit von Constantin dem Groβen bis Justinian. Neue Jahrbücher für das klassische Altertum, 23: 36–55.

Nilsson Μ.Ρ. 1951. Das Rosenfest. Opuscula selecta, 1: 311–329.

Nilsson Μ.Ρ. 1920. Rosalien. RE, I (A): 1111–1115.

Nygren Α. 2011. Eros e Agape. La nozione cristiana dell'amore e le sue trasformazioni. Bo-logna, EDB, 848.

Perdrizet Ρ. 1900. Les Rosalies. Bulletin de Correspondance Hellénique, 24: 299–323.

Poque S. 1971. Des roses du printemps a la rose d'automne. La culture patristique d'Agrippa d'Aubigne. Revue des études augustiniennes, 17: 155–169.

Preisendanz Κ., Jacoby F. 1928. Maїumas. Paulys Realencyclopädie des Klassischen Al-terumswissenschaft, XIV: 610–612.

Procopii Gazaei Epistolae et Declamationes. Ed. A. Garzya. Ettal, Buch-Kunstverlag, 1963, 111.

Rotolo V. 1957. Il pantomimo. Studi e testi. Palermo, Presso l’Accademia, 123.

Saglio Ε. 1904. Maiumas. Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, 3 (2): 1555.

Santelia S. 2008.Una voce fuori dal "coro": Sidonio Apollinare e gli spectacula theatri (carm. 23, 263-303). Bollettino di studi Latini, 38: 43–56.

Saxer V. 1980. Morts Martyrs Reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles: les témoignages de Tertullien, Cyprien et Augustin à la lumière de l'archéologie africaine. Paris, Éd. Beauch-esne, 340.

Saxer V. 1969. Vie liturgique et quotidienne à Carthage vers le milieu du IIIe siècle: Le témoignage de saint Cyprien et de ses contemporains d'Afrique. Vaticano, Pontificio Istituto di archeolo-gia cristiana, 450.

Talgam R. 2004. The Ekphrasis Eikonos οf Procopius οf Gaza: The Depiction οf Mythologi-cal Themes in Palestine and Arabia during the Fifth and Sixth Centuries. In: Christian Gaza in late antiq-uity. Leiden-Boston, Brill: 209–234.

Tedeschi G. 2002. Lo spettacolo in età ellenistica e tardo antica nella documentazione epigrafica e papiracea. Papirologica Lupiensia, 11: 87–187.


Просмотров аннотации: 325

Поделиться

Опубликован

2021-07-05

Как цитировать

Лопатина, М. Ю. (2021). «День розы» как пример трансформации языческих праздников в ранневизантийской Газе. Via in Tempore. История. Политология, 48(1), 36-47. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-36-47

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории