ГРЕЧЕСКИЙ ДИОНИС В СТРАНЕ ИНДОВ ЗА ФРАКИЕЙ

Авторы

  • Н.П. Писаревский Воронежский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-5-20

Ключевые слова:

Фракия, Скифия, Индия, индоевропейцы, греко-арии, Дионис, инды, греки, эллины

Аннотация

Работа посвящена проблеме поиска греко-арийских параллелей на уровне мифологии. Для этого в статье анализируется свидетельство Аполлодора о посещении богом Дионисом племени индов, проживающих за Фракией. В контексте современных данных лингвистики и археологии о греко-индийских параллелях в языке, эпической поэзии и в материальной культуре в изложении содержится обоснование тезиса относительно общего историко-культурного очага происхождения и проживания двух древних народов в период до их миграции с территории прародины в материковую Грецию и Северо-Западную Индию. «Индию» Аполлодора следует локализовать в Северном Причерноморье.

Биография автора

Н.П. Писаревский, Воронежский государственный университет

доцент кафедры археологии и истории древнего мира Воронежского государственного университета, доктор исторических наук

Библиографические ссылки

Аполлодор. 1972. Мифологическая библиотека. Пер., ст. и прим. В.Г. Боруховича. Отв. ред. Я.М. Боровский. Л., Наука, 222.

Березанская С.С., Отрощенко В.В., Чередниченко Н.Н., Шарафутдинова И.Н. 1986. Культуры эпохи бронзы на территории Украины. Киев, Наукова думка, 165.

Березанская С.С. 1982. Северная Украина в эпоху бронзы. Киев, Наукова думка, 210.

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. 1983. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. М., Мысль, 206.

Бухарин М.Д. 2002. Индийские походы Диониса и Геракла в античной литературной традиции. Индия и античный мир. М., Восточная литература, 380.

Василенко А.И. 2014. О названии обществ Бабинской культуры. https://www.academia.edu/11911756/Василенко_А.И._2014 (дата обращения 21.11.2019)

Васильева О.А. 2010. Плутарх о мистериях Осириса и Диониса (трактат «Об Исиде и Осирисе», гл. 35). Аристей. Т. 2: 125–135.

Васильков Я.В. 2010. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб., Европейский дом, 400.

См.: [Топоров, 2004, c. 489; Шенкао, 2012, c. 21–25; Manolova, 2018; Berman, 2015; Bruzina, 2006, p. 73–100; Martin, 2018; Hinge, 2008, p. 369–397; Shapiro, 1983, p. 105–114].

Васильков Я.В. 2011. Эпические герои и боги (в «Махабхарате» и не только). Зографский сборник. Вып 2: 41–54.

Габелко О.Л. 2012. Кое-что новое о родственниках Страбона. Аристей. Т. 6: 143–156.

Гамкрелидзе Г.К., Иванов Вяч. Вс. 2013. Индоевропейская прародина и расселение индоевропейцев: полвека исследований и обсуждений. Вопросы языкового родства. Международный научный журнал РГГУ. 9: 109–136.

Грацианская Л.И. 1988. «География» Страбона. Проблемы источниковедения. Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1986 год. М., Наука: 6–175.

Гиндин А.Л., Цымбурский В.Л. 1994. Прагреки в Трое (Междисциплинарный аспект). Вестник древней истории. 4: 27–37.

Гиндин А.Л., Цымбурский В.Л. 1995. Троя и Пра-Аххийява. ВДИ. 3: 21–29.

Гринцер П.А. 1974. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., Наука, 422.

Гусейнов Г.-Р. А.-К., Мугумова А.Л. 2017. Ещѐ раз об индоевропеизации Кавказа (по данным лингвистики). Индоевропейское языкознание и филология – XXI (чтения памяти И.М. Тронского). Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб., Наука: 185–194.

Дьяконов И.М. 1990. Архаические мифы Востока и Запада. М., Наука, 247.

Дьяконов И.М. 1993. Три корня этногенеза (к постановке вопроса). Кавказ и цивилизации Востока в древности и Средневековье. Владикавказ, Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та: 4–6.

Дюрант В. 1997. Жизнь Греции. M., Крон-пресс, 704.

Иванов Вяч. Вс. 2004. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. M., Языки славянской культуры, 208.

Ильюков Л.С. 2016. Костяные пряжки-запонки бабинской культуры. Наука Юга России (Вестник Южного научного центра). Т. 12. 2: 98–104.

Казарницкий А.А. 2013. Краниология населения Бабинской культуры. Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2 (21): 70–78.

Касьян А.С., Живлов М.А., Старостин Г.С. 2014. Вероятностная оценка индоевропейско-уральского родства: формализованное сравнение реконструированной базисной лексики. Индоевропейское языкознание и классическая филология – XVIII (чтения памяти проф. И.М. Тронского). Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб., Наука: 382–383.

Клейн Л.С. 2007. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб. (б. и.), 226.

Клейн Л.С. 2010. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. СПб., Евразия, 528.

Клейн Л.С. 2016. Общие проблемы культурогенеза энеолита и бронзового века степной зоны Северной Евразии. Круглый стол, посвященный 80-летию со дня рождения С.Н. Братченко (Санкт-Петербург, 14–15 ноября 2016 г.): Материалы. СПб., 6–13.

Коровина Е. 2013. Проблемы прародины индоевропейцев. Вопросы языкового родства. Международный научный журнал РГГУ. M., 9: 163–166.

Кузина Н.В. 2013. К вопросу о происхождении культа Диониса. Вестник ННГУ. Н. Новгород, 4 (1): 252–259.

Кулланда С.В. 2006. Истоки индоиранских варн. Smaranam: Памяти Октябрины Федоровны Волковой. Сб. ст. Составитель В.Г. Лысенко. M., Восточная литература: 19–47.

Майданов А.С. 2014. Мифоведение и археология как взаимодополняющие и стимулирующие друг друга дисциплины. Философия науки и техники. 1: 261–268.

Майданов А.С. 2016. Соотнесение мифологических и научных образов реальности как метод их взаимной интерпретации. Философская мысль. 5: 55–86.

Мартынов А.И. 2016. Археология. М., Юрайт, 472.

Миронова Е.А. 2014. Анализ орнаментов энеолита, эпохи бронзы и железного века на артефактах Аравийского полуострова в контексте их сходства с евразийскими и североамериканскими. Эко-потенциал. 2 (6): 144–168.

Молчанов А.А. 2000. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. М., РАН, 316.

Мэллори Дж. 1997. Индоевропейские прародины. ВДИ. 1: 61–82.

Невелева С.Л. 2014. О типологии древнеиндийского эпоса. Письменные памятники Востокa. Вып. 2 (21): 120–133.

Николаева Н.А. 2011. Этнокультурные процессы в Кубано-Терском междуречье в контексте древней истории Европы и Ближнего Востока. М., МГОУ, 536.

Николаева Н.А. 2014. О хронологии древнейшего слоя в индоевропейской мифологии. Индоевропейское языкознание и классическая филология – XVIII (чтения памяти проф. И.М. Тронского). Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб., Наука: 355–367.

Николаев А.С. 2008.  Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. Т. II. Ч. 1. СПб., Наука: 109–110.

Отрощенко В.В. 2003. К истории племѐн срубной общности. Доно-Донецкий регион в эпоху бронзы. Воронеж, 68–96.

Палагута И.В. 2012. Мир искусства древних земледельцев Европы (культуры Балкано-Карпатского круга в VII–III тыс. до н. э.). СПб., Алетейя, 336.

Писаревский Н.П. 2013. Проблемы истории племѐн «Ригведы» в контексте археологии Центральной Евразии Позднебронзового века. Рец. на кн.: Kocchar R. The Vedic people. Their History and Geography. New Dehli, 2009. Вестник ВГУ. Сер. История, политология, социология. Воронеж, Вып. 1: 190–195.

Писаревский Н.П. 2018. Греко-арийские параллели III: Эллинская версия скифской этногонической легенды. Вестник ВГУ. Сер. История, политология, социология. Воронеж, Вып. 1: 107–112.

Подосинов А.В. 1999. Ex Oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., Языки славянской культуры, 720.

Синюк А.Т. 1981. Репинская культура эпохи энеолита-бронзы в бассейне Дона. Советская археология. 4: 8–20.

Титова Е.В. 2002. Формирование образа и культа Диониса. М., Лабиринт, 54.

Тюменев А.И. 1953. К вопросу об этногенезе греческого народа. Очерк 1. Постановка вопроса и данные античной традиции об этногенезе греков. ВДИ. 4: 20–52.

Хэммонд Н. 2003. История Древней Греции. М., Центрполиграф, 703.

Цымбурский В.Л. 2002. Имя Диониса. Colloquia classica et indogermanica III. Классическая филология и индоевропейское языкознание. СПб., Наука: 141–166.

Чередниченко А.Г. 2012. К проблеме этимологии хоронима  и этнонима . Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 7 (126): 32–43.

Чередниченко А.Г. 2013. К проблеме полиэтнического населения Древней Фракии. Древности. Харьков, Т. 12: 8–18.

Чепель Д.С. 2007. Kroisos-Logos в «Истории» Геродота (I, 6–94): к вопросу об историографической концепции и источниках Геродота. Индоевропейское языкознание и классическая филология. M., Наука: 324–325.

Черных Е.Н. 1987. Протоиндоевропейцы в системе Циркумпонтийской провинции. Античная балканистика. Отв. ред. Л.А. Гиндин. M., Наука: 136–147.

Чечушков И.В. 2011. Колесницы Евразийских степей эпохи бронзы. Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 2(16): 57–65.

Шепард Г. 2010. К вопросу об истоках культа Диониса. Индоевропейская история в свете новых исследований. M., МГОУ: 297–310.

Шофман А.С. 1960. История античной Македонии. Ч. 1. Казань, КГУ, 300.

Яйленко В.П. 2010. Три историко-ономастических очерка: алазоны, амазонки, Эксампей. Боспорские исследования. XXIII. Отв. ред. В.Н. Зинько, Н.А. Сон. Симферополь-Керчь, Крымское отделение Института востоковедения: 30–94.

Яйленко В.П. 2011. Индоарии – киммерийцы – тавры: Северное Причерноморье VIII–VII вв. до н. э. в мифологической традиции и ономастике. Древности Боспора. M., Вып. 15: 410–453.

Alinei M. 2003. Darwinism, traditional linguistics and the new Palaeolithic Continuity Theory of Language Evolution. Evolutionary Epistemology, Language and Culture. A non-adaptationist, systems theoretical approach. Ed. by Gontier, Nathalie; Bendegem, Jean Paul van; Aerts, Diederik. Berlin; Heidelberg; New York, 121–147.

Alinei M. 2003. Interdisciplinary and linguistic evidence for Palaeolithic continuity of Indo-European, Uralic and Altaic populations in Eurasia, with an excursus on Slavic ethnogenesis. Quaderni di Semantica. Vol. 24. Roma, 187–216.

Anthony David W. 2007. The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World. Princeton, 244.

Antony D.W., Ringe D. 2015. The Indo-European Homeland from Linguistic and Archaeological Perspectives. The Annual Review of Linguistics. Vol. 1. Berkeley, 199–219.

Backwith, Chr. 2009. I. Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age. Princeton, University Press, 472.

Baldursson H. 2015. The Interrogation of Proteus. Aarhus, Iceland Academy of Arts, 40.

Bround D. 2018. Greek Religion and Cults in the Black Sea Region. Goddesses in the Bosporan Kingdom from the Archaic Period to the Byzantine Era. Cambridge, University Press, 329.

Burkert W. 1992. The Orientalizing Revolution: Near eastern Influence on Greek Culture in the early Archaic Age. Cambridge, University Press, 238.

Cochhar R. 2000. The Vedic People: Their History and Geography. New Dehly, Orient Longman, 259.

Christian C., Parpola A. 2017. On the emergence, contacts and dispersal of Proto-Indo-European, Proto-Uralic and Proto-Aryan in an archaeological perspective. Language and Prehistory of the Indo-European Peoples. Copenhagen, 77–87.

Drews R. 1988. The Coming of the Greeks: Indo-European Conquests in the Aegean and the Near East. Princeton, University Press, 287.

Gabelko O.L. 2013. Two new conjectures in Strabon‘s Geography and certain historic inferences. Anabasis. Studia Classica et Orientalia. Vol. 4. Rzeszñw, 117–132.

Griffith R.T. 2008. The Rig Veda. Forgottеn Books. Kotagiri (Nilgiri) (1st ed. 1896), 662.

Häusler A. 2003. Nomaden, Indogermanen, Invasionen. Zur Entstehung eines Mythos. Halle-Wittenberg, Martin-Luther-Universität, 130.

Haak W., Lazaridis I., Patterson, N., Rohland N., Mallick S., Llamas B., Brand G., Nordenfelt S., Harney E., Stewardson K., Fu Q., Mittnik A., Bánffy E., Economou C., Francken, M., et al. 2015. Massive migration from the steppe was a source for Indo-European languages in Europe. Nature. Vol. 522 (7555): 207–211.

Hard R. 2004. The Routledge Handbook of Greek Mythology. Routledge, 776.

Hartman S.S. 2012. Dionysos and Heracles in India according to Megasthenes: a Counter-argument. Temenos. Nordic Journal of Comparative Religion. Vol. 1. Helsinki, 17–29.

Hinge G. 2007. Dionysus and Heracles in Scythia: The Eschatological String of Herodotos Book 4. Meetings of Cultures in the Black Sea Region: Between Conflict and Coexistence (Black Sea Studies 7). Aarhus, 369–397.

Inside the Texts, 1997. Beyond the Texts. New Approaches to the Study of the Vedas. Ed. by M. Witzel (Harvard Oriental Series, Opera Minora 2). Harvard, 1–19.

Juras A. et al. 2018. Mitochondrial genomes reveal an east to west cline of steppe ancestry in Corded Ware populations. Nature. Scientific reports. Vol. 8: 11603 (www.nature.com/scientificreports).

Kochhar R. 2010. The Vedic People: Their History and Geography. Hyderabad, 259.

Kröl N. 2016. Die Jugend des Dionysos. Die Ampelos-Episode in den Dionysiaka des Nonnos von Panopolis. Göttingen, De Gruyter, 339.

Mallory J.Р. 1989. In Search of the Indo-Europeans: Language, Archaeology, and Myth, London, Thames & Hudson, 292.

Mallory J.P. 2013. Twenty-first century clouds over Indo-European homelands. Вопросы языкового родства. Международный научный журнал РГГУ [Questions of linguistic kinship. International scientific journal of the Russian State Humanitarian University]. 9: 145–154.

Peck H. 2017. The treatment of Empire, Civilization and Culture in Strabo's Geography. Atlas. Vol. 15. Dublin, 80.

Oosten J.G. 2015. The War of the Gods (RLE Myth): The Social Code in Indo-European Mythology. Routledge, 194.

Petersen J.H. 2010. Cultural Interactions and Social Strategies on the Pontic Shores. Burial Customs in the Northern Black Sea Area c. 550–270 BC. Aarhus, 1–19.

Thomas R. 2000. Herodotus in Context: Etnography. Science and the art of Persuation. Cambridge, University Press, 332.

Puskás I. 1990. Magasthenes and the «Indian Gods» Herakles and Dionysos. Mediterranean Studies. Vol. 2. North Dartmouth, 39–47.

Reciprocal Strategies. 2008. Imperialism, Barbarism and Trade in Archaic and Classical Olbia. Meetings of Cultures in the Black Sea Region: Between Conflict and Coexistence. Aarhus, 333–344.

Rose H.J. 1959. A Handbook of Greek Mythology. New York, Plume, 363.

Via in tempore. История. Политология 2020. Том 47, № 1

Tasić N. 2014: Some Reflections on the Migrations of Palaeo-Balkan Peoples in Pre-Roman Times. Balcanica XLV. Annual of the Institute for Balkan Studies. Beograd, 15–24.

Taylor-Perry R. 1994. The God who comes. Dionysian Misteries revisited. N-Y., Algora, 220.

West S. 1994. Prometheus Orientalized. Museum Helveticum. Vol. 51, No. 3. 1994, 129–149.

Witzel M. E.J. 2012. The Origins of the World‘s Mythologies. Oxford, UP, 688.

Vassiliades D. 2000. Th. Greeks in India. A survey in Philosophical Understanding. New Dehly, 10–21.

Verma K.V. 2000. Indo-Aryan Colonization of Greece and Middlе East. New-Dehli, PP, 347.

Webster Tr. D. 2016. Proto-Indo-European Roots of the Vedic Aryans. Entangled Religions – Interdisciplinary Journal for the Study of Religious Contact and Transfer. Vol. 3: E-H. Bochum, 1–22.

West M.L. 2017. Indo-European Poetry and Myth. Oxford, UP, 525.

Witzel M. 2001. Rigvedic history: poets, chieftains and polities, with minor upates, in raised brackets. Electronic Journal of Vedic Studies. Chicago.

Woudhuizen, F.C. 2013. Traces of ethnic diversity in Mycenaean Greece. Dacia. T. LVII. Bucuresti, 5–21.


Просмотров аннотации: 810

Поделиться

Опубликован

2020-08-04

Как цитировать

Писаревский, Н. (2020). ГРЕЧЕСКИЙ ДИОНИС В СТРАНЕ ИНДОВ ЗА ФРАКИЕЙ. Via in Tempore. История. Политология, 47(1), 5-20. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-1-5-20

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)