Грузия сегодня: актуальные проблемы и новые вызовы в системе высшего образования

Авторы

  • Лариса Александровна Черешнева Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
  • Улкар Гаджиева Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

DOI:

https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-97-106

Ключевые слова:

система высшего образования, система образования и науки, Болонский процесс, Тбилисский государственный университет, Академия наук, Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования (EQAR), ваучерная система, педагогические кадры, азербайджанцы, национальные меньшинства

Аннотация

В статье представлена история развития, становления и существования системы высшего образования Грузии советского и современного периода. Задача авторов – выявить основные проблемы образовательной системы, которая в ходе многочисленных изменений приобретает новые черты, и провести анализ возможных путей решения, представленных в виде национальных проектов. В работе также рассматриваются цели и характерные особенности крупнейших Европейских организаций по созданию единого образовательного пространства, обеспечения качества процесса обучения, полноправным участником которых является Грузия. Особое внимание уделяется Тбилисскому государственному университету имени И.А. Джавахишвили как единственному очагу высшего образования республики с 1918 г. и Академии наук, образованной в 1941 г. Исследуются условия выдачи потребительских кредитов для обучающихся, предоставляемых лидерами финансового сектора страны – «Банком Грузии» и «TBC Банк». В заключении сделан вывод, что низкие зарплаты учителей и преподавателей, несовершенства «европеизированной» образовательной политики, сложности получения качественного образования представителями многочисленных коренных народов Грузии, слабая материально-техническая база – лишь малая часть «диагнозов», поставленных системе образования и науки республики сегодня.

Биографии авторов

Лариса Александровна Черешнева, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

доктор исторических наук, профессор института истории, права и общественных наук,
г. Липецк, Россия

Улкар Гаджиева, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

студент кафедры управления института истории, права и общественных наук,
г. Липецк, Россия

Библиографические ссылки

Амирджанова Ш. Азербайджанцы в Грузии: почему им так сложно получить хорошее образование и перспективную работу. JAM News. 2019. URL: https://jam-news.net/ (дата обращения: 25 сентября 2019).

Борисова Е.Р. 2006. Положения Болонской декларации в системе образования. Чебоксары, Новое время, 311.

Васадзе Н.Ш. 1975. Из истории высшего педагогического образования в Грузии. Тбилиси, Издательство Тбилисского университета, 66.

Вачнадзе Г.Н. 2009. Деловая Грузия. М., ООО «Полпред Справочники», 209.

Вачнадзе Г.Н. и др., 1993. История Грузии (с древнейших времен до наших дней). Тбилиси, Артануджи, 474.

Гаджиев К.С. 2001. Геополитика Кавказа. М., Международные отношения, 462.

Гретченко А.И. 2005. Болонский процесс: плюсы, минусы, за и против… М., Наука, 100.

Грузия в цифрах: итоги последней переписи населения. Грузинский язык за 3 месяца. 2014. URL: https://gruzinskij.ru/o-gruzii/facts/gruziya-v-cifrax.html (дата обращения: 30 апреля 2020).

Закон Грузии об общем образовании. 2010. Статья 2. Разъяснение терминов. Тбилиси, 2005.

Капальбо К. 2019. Грузия: Люди. Горы. Виноград. М., КоЛибри, Азбука-Аттикус, 428.

Кожокин Е. М. 2001. Грузия: проблемы и перспективы развития. Т. 1. Рос. ин-т стратегич. исслед. М., РИСИ, 321.

Месхиа Ш.А. 1968. История Грузии (краткий обзор). Тбилиси, ТбГУ, 47.

Новрузов Д.А. 1991. Традиционная и современная материальная культура азербайджанцев, проживающих в Грузии. Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку, 21.

Рцхиладзе Г.В. 2018. Фактор внешнего авторитета для «малых» государств и интеграция на постсоветском пространстве. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 18 (1): 33–48.

«Тэласи» оформило соглашение с Техническим университетом и Академией энергетики Грузии. REGNUM. 2006. URL: https://regnum.ru/news/economy/644935.html (дата обращения: 20 ноября 2019).

Цибахашвили Г.И. 2001. Самоучитель грузинского языка. М. – Элиста-Гродно; Тропос, 256.

Bank of Georgia (საქართველოს ბანკი). Официальный сайт. URL: https://bankofgeorgia.ge/en/retail/main (дата обращения: 30 сентября 2019).

European Commission. Projects in Georgia – European External Action Service. Официальный сайт. URL: https://ec.europa.eu/search/?QueryText=georgia&op=Search&swlang=en&form_build_id=form-BLXVUcNX8q6o4DSZPXINwHpmc9KFaqXHcJXqB53DMac&form_id=nexteuropa_europa_search_search_form (дата обращения: 5 мая 2020 года).

Gachechiladze R. 2004. The New Georgia: Space, Society, Politics. London, Routledge, XXI, 205. 20. Ivane Javakhishvili. Tbilisi State University (თბილისის ივანე ჯავახიშვილ Bank of Georgia ის სახელობის სახელმწიფო უნივერსიტეტი). Официальный сайт. URL: https://www.tsu.ge/en/ (дата обращения: 30 сентября 2019).

Ministry of Education, Science, Culture and Sport of Georgia (საქართველოს განათლების, მეცნიერები, კულტურისა და სპორტის სამინისტრო). Официальный сайт. URL: https://www.mes.gov.ge/ (дата обращения: 30 сентября 2019).

Ömərli V. 2001. Qarayazi. I hissə. Baki – Çaşıoğlu, 760.


Просмотров аннотации: 439

Поделиться

Опубликован

2021-07-06

Как цитировать

Черешнева, Л. А., & Гаджиева, У. (2021). Грузия сегодня: актуальные проблемы и новые вызовы в системе высшего образования. Via in Tempore. История. Политология, 48(1), 97-106. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2021-48-1-97-106

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы всеобщей истории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)